Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Послесловие

Проект "Последний бронепоезд"... Казалось бы, что такое 17 тысяч слов? (Как там меряют в "знаках" я не понимаю, про "авторские листы" тем более. Считаю Вордом). Всего месяц жизни от задумки до окончательной реализации. Но это было не так-то просто.

Если бы меня кто спросил – что из своих заметок ты считаешь лучшим, что бы ты сам предложил почитать постороннему? – раньше я бы сказал: очерк про Шлиссельбург. Потом – разбор истории с географией центра Сталинграда/Волгограда. Про эволюцию артиллерии. Ну, новогоднюю Матильду (это лендлизовский танк, а не Кшесинская!). Про Ту-22, наверное. Дедовские и дядьковские медали – пусть это и личное… Теперь считаю – «паровозы» (Проект «Последний бронепоезд»). Может, оно не лучшее, не любимое, но, по сути, затрагивает совершенно не известный широкой непросвещённой публике пласт – а что есть такое наш последний сохранившийся бронепоезд? Блин, да я и сам не знаю.

Изначально я просто планировал показать в двух словах бронепоезд «киношный», каким он стал после съёмок фильмов, и бронепоезд теперешний, 2019 года, когда его снова собрали воедино и начали приводить в чувство. Но, буквально чуть копнув вглубь, я с удивлением выяснил, что судьба единственного, да, ЕДИНСТВЕННОГО нашего бронепоезда, совершенно темна и неизвестна. Что все те сведения, что, не задумываясь, тиражируются тут и там, не соответствуют действительности.

Даже те прекрасные люди, кто, собственно, восстанавливал возвращённую из Парка в музей площадку, очищал её от кинобутафории, ничего не говорили об истинной судьбе экспонатов, ограничиваясь сомнительным названием «Красновосточник».

У М.Коломийца, на работы которого я усиленно опирался, и в добросовестности которого, по-моему, никто не сомневается, про «Красновосточник» нет ничего, хотя судьба чуть не каждого бронепоезда во время Великой Отечественной у него прослежена. Кстати, что во «Фронтовой иллюстрации», что в книгах, он привёл свои личные фотографии сохранившегося мотоброневагона, а вот элементов «Красновосточника» там нет. Оно и понятно, все эти его публикации по бронепоездам вышли задолго до воссоединения и возвращения истинного облика «Последнего бронепоезда».

В непрофессиональной среде в интернете, практически все публикации, от откровенно «копипастерских», до наукообразных, с претензией на серьёзность, вещали со слов «музейных табличек», даже не пытаясь критически подойти к тем сведениям, что были в них изложены.
Да, название «Красновосточник» (откуда?!); да, площадки изготовлены в 1917 году в Кизил-Арвате (да вы рюхнулись, что ли?! вы посмотрите на них, на эти площадки!!!); да, прошёл через Гражданскую и ВОВ (вот прям это «железо», и через то и через это?!)…
А уж сколько в непрофессиональной среде восторженных отзывов не от играющих в «научпоп» статьеписателей, а от простых посетителей музеев и случайных людей! Ах, в Сормово сделали такую суперконструкцию, что она прошла через Гражданку и ВОВ! Ах, вот тут у нас в стране хранится раритет – ветеран двух войн! Ах, вот эти пушки стреляли по басмачам, петлюровцам и гитлеровцам! Ах, ах…

Аж тошно. Я люблю свою страну, и люблю свою историю, но глупость я не люблю уж точно.

Сейчас мне, и, если вы прочитали, надеюсь, и вам, совершенно ясно, чем «Последний бронепоезд» не был. Осталось выяснить, чем он, всё же, был. На самом деле. Без кудахтанья про «изготовление в 1917 году в Кизил-Арвате, участие в двух войнах» и прочей ерунды.

Да, для этого надо быть профессионалом. Надо сидеть в архивах. Надо листать пыльные дела, перебирать хрупкие страницы в папках с тесёмками. (Мне не надо рассказывать, что это такое, с подобными документами я регулярно сталкиваюсь на работе). Да, это дело для профессионала, и, я надеюсь, такой найдётся, если уже не нашёлся.

Но, главное, в ближайшей перспективе, в чём я вижу свою задачу, очень хотелось бы, чтобы бестолковое тарахтение про «изготовленный в 1917 году Красновосточник, грозу немцев, басмачей и петлюровцев, который теперь, в неизменном виде, стоит в ЦМВС» прекратилось. Хватит копипастить байки и очевидную ересь. Если уж говорить, то только что точно известно, либо честно «пока не удалось установить».

В конце концов, бронепоезд у нас только один, и чем плести вокруг него кружево завиральных легенд, лучше уж раскопать правду. Ведь от этого он не станет ни хуже, ни менее ценным, ни менее значимым.
Tags: железнодорожное, история, размышлизм, рифмованное и нет
Subscribe

Posts from This Journal “железнодорожное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments