Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

Последний бронепоезд. Отступление

Содержание

Самый старый паровоз
(Точнее было бы сказать - один из самых старых паровозов, мною лично виденных)

Сегодня обнаружил и посетил, с фотографическим протоколированием, ещё два паровоза. Буквально 20 минут ходьбы от работы до первого, и ещё десяток минут от него до второго оказалось. Вот ведь, век живи - век узнавай что-нибудь новое.

Про ближний из этих двух паровозов я отдельно распишу заметочки, а здесь речь пойдёт о втором, более интересном.

Этот паровоз - самый старый из всех мною лично виденных. Если не считать, конечно, бронепаровоза из ЦМВС (с его неопределённой датой изготовления). Но там, в ЦМВС, и невидно ничего, кроме внешней бронировки, если честно. А она не старее начала 1943 года точно. А тут - нате, любуйтесь, конструкция интересная, затейливая, с выпендрёжками, не то, что более современные или модернизированные локомотивы 30-х - 50-х.

IMG-0118
Паровоз серии "Э", номер Э-2432. Год выпуска - 1915. На данный момент ему 104 года.
Депо станции Саратов-2 (товарная), снимок сделан 13 августа 2019 г. Депо действующее, поэтому подойти близко не удалось, пришлось смотреть издали (а жаль, там всего-то десяток путей перейти, минуя постоянно маневрирующие составы).

Изготовлен паровоз предприятием "Паровозостроительный завод Русского общества машиностроительных заводов Гартмана в Луганске". Гартман - немец вполне природный, не какой-нибудь там поволжский. (Судя по тому, как лихо он завернул свои дела в Российской империи, он, может, и не немец даже, а из этих, тех самых, которых немцы так нелюбят). Луганск, спустя какое-то время стал Ворошиловградом, а завод получил название "Ворошиловградский завод имени Октябрьской революции".
(Сейчас Луганск снова Луганск, а завод... ну, вродее бы, есть "Луганский тепловозостроительный завод", но что он там сейчас строит - бог весть).

Паровоз интересно порассматривать, сравнить с более поздними представителями серии "Э" - очень уж он архаично выглядит.

IMG-0111
Вот с этого ракурса видно, что низкий тендер, свободно болтающийся за будкой машиниста (промежуток между паровозом и тендером ничем не прикрыт), имеет деревянные наставные борта. Так делали для увеличения вместимости тендера, изначально он был уж очень мал.

IMG-0119
Снимок локомотива чуть крупнее. (Как я уже сказал, подойти возможности нет, да и снимал на "цифромыльницу". Как-нибудь надо повторить подход с "зеркалкой" - у неё зум лучше, и, в принципе, качество тоже, даже не смотря на мои кривые руки).

На лбу у паровоза прикольный прожектор, прямо как в детских мультиках. Паровая машина (чёрная здоровая хрень с двумя белыми точками), парораспределительный механизм, поршень и прочие шатуны - красота! И покрашены-то как весело.

Кстати, если присмотреться, то видно, что бандаж среднего сцепного колеса - без реборды. (На послевоенных паровозах серии "Л" то же самое). Причина понятна - у паровоза все "большие" колёса сцепные, т.е. ведущие, и жёстко соединены одним поршнем. И сами они, в результате, жёстко закреплены на раме. Смещаться чутка туда-сюда, как это делают другие колёсные пары, им нельзя. Пока у паровозов было два-три сцепных колеса, проблем с вписыванием в повороты и дуги не было. Но мощность росла, количество сцепных колёс соответственно росло тоже (на паровозах серии "О" их четыре, на "Э" и "Л" их уже пять), и проблемы с вписыванием в кривые возникли. Вот тут-то и решили убрать реборду на центральном колесе, сделать его бандаж гладким, чтобы на кривых колёса средней оси свободно смещалось поперёк рельсов, не утыкаясь ребордами.

IMG-0125
Тут можно ухитрится разглядеть традиционную красную звезду на лючке. Прилепили её, конечно, криво и зря - ну какая звезда в 1915 году? Впрочем сохранность первой секции котла и, в частности, днища и лючка на нём, весьма под вопросом.
Видно часть котла, с мощными заклёпками, и дальше, в сторону будки, теплоизоляция, что ли? Но что вперёд? (Понятно, что передняя секция котла, с трубой, - дымовая, там внутри нет труб теплообменников, там нет воды, там окончательное охлаждение отработанного горячего газа и "вытяжка". Но тут выглядит со стороны так, будто секция инородная). За дымовой трубой - колпак сухопарника. Хитрая такая штука, точнее бесхитростная - там находится, собственно, самый горячий водяной пар из котла (остальной булькает вдоль его верхней образующей), капли и взвеси там отбиваются обратно, а сухой пар по трубе уходит дальше.
Следующий колпак, с трубочками, идущими вниз - песочница. Про неё я особый рассказ расскажу позже и отдельно.
Ну а дальше, уже над топкой, предохранительный клапан (две штуки) и свисток.

IMG-0123
Посмотрим на тендер. Он, конечно, продвинутый четырёхосный, но колёса "спицованные". Штука напротив будки машиниста - контрбудка, однако её наличие без закрытия пространства между тендером и паровозом как-то бессмыслено (видимо, всё-таки закрытие было, хотя бы и брезентовое, но утратилось в веках). Вообще, контрбудка нужна для укрытия паровозной бригады. Иначе холод, снег, дождь и прочие прелести отечественного климата, да ещё и с ветром в лицо всю дорогу. Надо помнить, что тендер он не только для хранения угля (или дров, что было актуально для неприхотливых "Овечек"). Там и вода хранится, заливная горловина вон там, сзади, как раз за надставными бортами. В тех случаях, когда паровоз переводился на жидкое топливо (а это была не редкость, да), сверху в тендер, на место угля, пихали отдельную циллиндрическую ёмкость - под нефтепродукты.

IMG-0131
Вот такой он красавец.
Надпись "точка-РУ" на будке паровоза, я интерпретирую как "Рязанско-Уральская железная дорога" (стоит он сейчас, правда, на территории Приволжской железной дороги). Что до художественной самодеятельности на тендере... Ну, паровозы серии "Э" отважно трудились и в Первую Мировую, и в Гражданскую, и в Великую Отечественную. Пусть они, в отличие от паровозов серии "О", не шли на изготовление бронепаровозов, но составы, грузы и людей, возили исправно и в больших количествах.

Филлер №1

Глава 5 (Часть 1)

Содержание
Tags: видел сам, железнодорожное, заметки, история, слишком много фото, фотообзор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments