Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

Последний бронепоезд. Глава 2

Содержание

Глава 2. Бронепоезд из Ромашкова

Паровозы «Л», сколь бы внушительно не смотрелись, войну не застали и в ней не участвовали. Они стали основой локомотивного парка как раз после войны, да ещё и носили какое-то время гордое название «Победа».

Паровозы «Э», хоть и успешно таскали эшелоны в войну, для создания бронепоездов не использовались – они были слишком большими и избыточно мощными для подобных целей, с изначально большой нагрузкой осей на рельсы, без резервов на увеличение нагрузки от утяжеления бронёй.

Нет, ну когда очень хочется, то и из паровоза серии «Э» можно бронепоезд сделать, например, как этот.

15
Снимок сделан 16 августа 2016 года, Парк Победы, Саратов. На табличке, кстати, честно написано, что это «макет», тут не придерёшься. Другое дело, что сделан этот макет не то, что топорно, а вообще никак – создатели макета просто не знали, куда кровельное железо приварить, чтоб было «по-бронепоездному». В итоге, самое уязвимое место - котёл и его агрегаты - никакой жестью не прикрыты. Зато тендер намертво присобачен к будке машиниста и паровоз не смог бы вписываться в повороты, только ехать по прямой, либо очень плавной дуге. Макет, блин.

32Upd
При известной доле воображения, можно представить, что пытались изобразить этот бронепаровоз, разве что с бронировкой (точнее, её имитацией) не очень угадали. Перед нами паровоз Ов-5900, забронированный Макеевским заводом в октябре 1941 года. Если присмотрется, на тендере, за командирской рубкой, установленной на крыше будки машиниста, торчит зенитный 12,7-мм пулемёт ДШК.

На самом деле в Парке Победы в Саратове стоит локомотив «Эу», для бронепоездов никогда не применявшийся. Причём, локомотив-то непростой, весьма старый и любопытный сам по себе – его бы «разбронировать», привести в нормальный вид – и было бы отлично. Но – что есть, то есть, на музейной табличке кроме, собственно, обозначения подсерии «Эу» вообще ничего полезного не написано (при том, что на табличке 2014-го года кое-что ещё было). Как бы то ни было, этот обшитый жестью локомотив – это паровоз Эу-706-77, изготовлен на Харьковском паровозостроительном заводе им.Коминтерна в 1931 году. В этот дикий макет был превращён в Саратовском Парке Победы в 1999 году.

Вся эта инсталляция, с двумя вполне аутентичными платформами, на которые от балды установлена совершенно неаутентичная артиллерия (в частности – послевоенная морская (!) зенитная установка), и с санитарным вагоном, аутентичным, но абсолютно не бронепоездным, символизирует «бронепоезд ПВО», который в 1942-1943 году защищал железнодорожный мост через Волгу и близлежащие саратовские объекты. Во всяком случае, так написано в сопроводиловке.
Если покопаться в истории, то выяснится, что бронепоездов во время войны в Саратове не дислоцировалось (во всяком случае, я ничего про это не нашёл). Возможно это был обыкновенный состав с платформами, на которые были установлены зенитки. Но утверждать, что «поездов ПВО» тут не было вовсе я не буду – всё же мост, железнодорожный, на тот момент единственный в Саратове мост через Волгу (до сих пор эксплуатируется, кстати) бомбили, близлежащий нефтеперерабатывающий завод тоже бомбили, ну и авиазавод, к тому моменту единственный в стране выпускавший Як-7, тоже бомбили, и однажды вполне себе разбомбили нафиг.

Если любопытно, можно посмотреть, как выглядят последствия подобной бомбёжки.

16
Снимок сделан 26 июня 2014 года на территории резервуарного парка Саратовского НПЗ.
Резервуар вертикальный стальной клёпанный, постройки тридцатых годов. На стенке следы от осколков авиабомб. Заплатками, приваренными внахлёст, закрыты повреждения и пробоины. Если залезть внутрь, то можно найти сквозные пробоины, закрытые заплатками только снаружи. Таких, старых и «побитых» резервуаров, стоящих группой в одном углу, там несколько. Тогда, когда был сделан этот снимок, они вполне себе эксплуатировались. Скорее всего, эксплуатируются и сейчас.

Кстати, можно вспомнить, что многие бронепоезда «бронировались» чем придётся: либо отходами-некондицией броневых листов, не пошедших на танки, либо вовсе обычным не броневым толстостенным стальным листом. Толщина подобной бронировки, в среднем по палате, была 20-40 мм. На фотографии как раз вполне себе изрешеченные осколками листы из стали тех времён, толщиной около 20 мм. Можно себе представить, что бывало с бронепоездом даже не при прямом попадании, а просто при близком разрыве снаряда или авиабомбы.

В силу своей специфики, бронепоезда крайне редко изготавливались «с нуля». Брался из народного хозяйства уже имеющийся паровоз, бронировался, к нему цеплялись бронеплощадки и контрольные платформы – вуаля, бронепоезд готов. Специальной постройки были, как правило, бронедрезины, что-то достаточно мелкое. Изготавливали специальные бронированные площадки для бронепоездов, да. («Бронеплощадка» – это, собственно, основная часть бронепоезда, «носитель вооружения», термин «броневагон» остался во временах Гражданской войны). Но сами локомотивы были обычными, «гражданскими», просто забронированными «поверх» своих конструкций.

К этому правилу есть не то, чтобы исключение, но дополнение – мотоброневагоны МБВ. Их разработали в конструкторском бюро СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде, первый образец построили осенью 1936 года, второй – весной 1937. МБВ представлял из себя бронированную автомотрису с танковым двигателем М-17 (от танка Т-28). Толщина брони корпуса 10-20 мм, вооружение – три танковые башни с 76,2 мм пушками КТ-28 (опять-таки, от танка Т-28), плюс – четыре пулемёта «Максим» в шаровых установках в бортах, плюс – счетверённая пулемётная зенитная установка тех же «Максимов» внутри корпуса, способная выдвигаться и вести огонь через откидную крышу. Ну и в довесок – пулемёт ДТ в корме. Экипаж мотоброневагона – 34 человека.

17
Бронетанковый музей в Кубинке, снимок сделан 10 августа 2013 года. Официальное название – мотоброневагон МБВ №02. Корма с двигателем – слева, под ним двухосная тележка с обеими ведущими осями и колёсами паровозного типа. Нос – справа, там опорная трёхосная тележка с колёсами вагонного типа. В возвышении посередине – место командира, наблюдательный пост и радиорубка.

После создания, оба мотоброневагона усиленно гоняли и испытывали, переделывали, устраняли замечания и снова испытывали. После начала войны с Финляндией решили отправить туда МБВ №02, проверить его в боевой обстановке. Пушки КТ-28 на нём заменили на более мощные Л-11 того же калибра (такие пушки поначалу ставились на первые Т-34 и КВ-1). С середины января 1940 года и до окончания войны МБВ №02 повоевал на Карельском перешейке, в составе 7-й армии Северо-Западного фронта.

18
Бронетанковый музей в Кубинке, снимок сделан 10 августа 2013 года. Башни крупным планом. Благодаря трёхкратной смене вооружения, бронировка башен выглядит весьма специфично. Торчащая из борта штука – бронировка пулемёта «Максим».

После начала Великой Отечественной МБВ №02, находившийся в Ленинграде, так и остался на севере и воевал на ленинградском направлении. Летом 1943 года его снова перевооружили, заменив пушки Л-11 на Ф-34 такого же калибра (пушки Ф-34 устанавливалась на танки Т-34). После войны, в 1947 году, мотоброневагон отправили на военный склад в Брянске. Там двигатель М-17 заменили на дизель В-2-34 а счетверённую пулемётную установку демонтировали. В 1960 году он поучаствовал в съёмках фильма «Крепость на колёсах», изображая часть бронепоезда. В 1965 году мотоброневагон МБВ №02 передали на хранение в Кубинку, где он и находится до сих пор.

Мотоброневагон МБВ №01 на начало войны был в ремонте и полуразобранном состоянии. Его срочно восстановили, осенью добавили брони, экранировав корпус 15-25 мм дополнительными листами. В отличие от своего собрата, всю войну крутившегося на севере, возле Ленинграда, МБВ №01, немного повоевав на Калининском фронте, после очередного ремонта попал на юг – летом 1942 года он был отправлен в Сталинградский военный округ и 20 августа прибыл в Астрахань. Потом были Ростов, Таганрог, Крым… В конце 1944 года мотоброневагон перевооружили, заменив пушки КТ-28 на Ф-34, а в феврале 1945 направили в состав 1-го Белорусского фронта, с которым он и закончил войну. В августе 1953 года мотоброневагон МБВ №01 отправили на военный склад в Брянске. Там его следы теряются – вероятно, в шестидесятые годы он был отправлен в металлолом.

К сожалению, в момент моего посещения Кубинки, МБВ №02 был окрашен в простой и скучный «зелёный цвет». Однако, бывало, его перекрашивали в исторический полосатый камуфляж, либо в белый цвет с надписью «За Ленинград», тоже исторический. А кроме того, на крыше и бортах чёткими чёрными полосами рисовалась имитация железнодорожного пути – для маскировки от вражеской авиации

19
Тут мотоброневагон уже перевооружён пушками Л-11. На крыше каждой башни установлены пулемёты ДТ – для защиты от авиации противника.

Послевоенная судьба железнодорожных единиц понятна – перспектив у подобного оружия не осталось почти никаких, а использовать в мирном хозяйстве бронепаровоз вместо обычного паровоза ещё сложнее, чем использовать танк вместо трактора. Даже передвигается самостоятельно бронепаровоз только в бою, всё остальное время, для сбережения топлива и ресурса, его и весь бронепоезд таскает обычный мощный базовый (их называли «чёрными») паровоз.
Поэтому, после войны, всё, что было можно – разбронировали и пустили в народное хозяйство. Кое-что поставили на хранение, ну а непригодное ни к тому, ни к другому со временем пустили на слом.

Так что же там было с обычными бронепоездами и их локомотивами?

Глава 3

Содержание
Tags: бронетехника, видел сам, железнодорожное, заметки, история, слишком много фото, фотообзор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments