Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Последний бронепоезд. Глава 1

Содержание

Изначально я хотел рассказать очень краткую историю – жил да был один бронепоезд, поучаствовал в двух войнах (если официально), снялся в двух фильмах, стоял одновременно в двух музеях, вот, смотрите две фотографии, найдите в них два отличия.
Но выяснилось, что не всё так просто.
Темна не только вода в облацех, но и история этого бронепоезда.
Ну а потом решил уж не мелочится – раз с бронепоездом история мутная, прольём свет, хоть частично, и начнём издалека, с локомотивов. Да не просто с локомотивов, а не-бронепоездных локомотивов.


Глава 1. Великая железнодорожная симфония

Так исторически сложилось, что с бронепоездами у нас в стране туго. Не хранились они, за ненадобностью, вот и не сохранились. В отличие от паровозов.
Паровозы, даже с повсеместным вступлением в строй более новой техники, не сразу списывались огульно в металлолом, но содержались, как моб.запас. Потом, конечно, посписывали и их, особенно с наступлением наших весёлых времён. Но кое-что сохранилось в разных депо, и ушло на памятники. А кое-что из паровозной техники вовсе вполне себе здравствует и ездит до сих пор.

00
Депо им.М.Горького, Волгоград, снимок сделан в ноябре 2009 года. Паровозы серии «Э». При желании и должной сноровке можно попытаться разобрать номера на будках. Ещё один паровоз не влез в этот кадр.

Как пишут, паровозы массово свезли сюда в 2006-2007 годах с окрестных дорог и депо, и разделали на металл. Кое-что, как видите, я застал в 2009 году. А сейчас, вероятно, этих паровозов уже нет.

01
Паровозы серии «Э» строились несколькими подсериями с 1912 по 1957 год, с перерывами. Всего выпущено более десяти тысяч локомотивов. У паровоза слева на снимке открыт люк на котле, тот самый, на котором обычно принято изображать красную звезду.

Все эти ржавые локомотивы - подсерии «Эр», послевоенного, и не всегда отечественного, выпуска. Сухопарники и песочницы объединены в общий кожух, в крышу будки машиниста врезан дополнительный световой фонарь.

Если хочется посмотреть на подобный паровоз «поближе» и в «чуть лучшем» качестве, могу предложить волгоградский, что стоит рядом с Музеем-панорамой и через дорогу от Дома Павлова (материал по «сравнительной географии» центра Сталинграда-Волгограда, что там и где, я публиковал в ЖЖ, но там сдохли картинки, теперь удобнее это читать здесь).

02
Волгоград, снимок сделан 07 мая 2017 года. Всё это железнодорожное дело называется «Воинский эшелон» и создано с благословления Якунина в 2009 году. Локомотив серии «Эр», заводской номер 4711, год выпуска 1935-й, производства Ворошиловградского паровозостроительного завода. (Ныне Ворошиловград называется Луганском).

03
Вид на будку машиниста, тендер, и заодно на весь оставшийся «воинский эшелон» - «теплушку», платформу с гаубицей М-30 и цистерной. С этим паровозом немного тёмная история. Реставрировали его в Саратове, как пишут «При реставрации был нанесен номер Эр-739-99, после установки перенумерован в Эр-743-64». Что, нигде не сохранилось, какой регистрационный номер был присвоен вот этому заводскому номеру? Непонятно, ну, ладно. Зато на счёт тендера все источники сходятся во мнении – «Тендер от паровоза Эр-743-31». Снимок сделан 07 мая 2017 г.

Как я уже сказал, бронепоездов у нас резкий дефицит, а поставить что-нибудь такое-эдакое железнодорожное устроителям всяких Парков Победы хочется. И тогда в дело идут обычные паровозы, иногда - вовсе послевоенные. Ставится локомотив, к нему - платформа-другая с какой-нибудь околовоенной техникой и всё это объявляется воинским эшелоном.

Если вас смутило, почему один «Эр» так отличается от другого «Эр», и чтоб окончательно сбить с толку – ещё фотка. Паровоз «Эр-797-41» из состава волгоградского ретро-поезда «Воинский эшелон», что ездил по городам и весям Нижнего и Среднего Поволжья. (Сам паровоз не волгоградский – саратовский, со станции Сенная. Произведён в 1952 году, в Венгрии. Участник всяких кинофильмов).

04
Снимок сделан в Энгельсе 05 мая 2018 года. На будке машиниста ярко обозначено «Эр-797-41». Общий кожух на верхней образующей котла и обзорный фонарь над будкой машиниста налицо.

05
Снимок сделан в Энгельсе 05 мая 2018 года. Своим ходом паровоз не шёл, во всяком случае, при мне, но пар в котле поддерживался и свисток гудел от души, не зря в тендере было навалено угля доверху. Кстати, на платформах в составе этого «эшелона» стояли экспонаты с открытой площадки волгоградского Музея-панорамы, что обычно стоят как раз рядом с тамошним, вышеупомянутым, паровозом.

Так в чём там дело, почему паровозы одной подсерии так внешне отличаются? А дело в том, что в 1936 году их производство было свёрнуто (всё-таки, несмотря на изменения и модернизации, паровоз-то подустарел, ведь он был разработан ещё до Первой Мировой). Но в 1943 году, в связи с нехваткой локомотивов, снова было начато производство простых и надёжных паровозов «Эр» - с некоторыми изменениями конструкции. В том числе, появился общий кожух сухопарника и песчаного бункера и добавлен остеклённый фонарь на будке машиниста. Ещё и тендер увеличили. Вот и получается, что есть «Эр» довоенного выпуска, есть военного выпуска, а есть и послевоенные – выпускавшиеся в Венгрии, Румынии, Чехословакии и Польше. Волгоградский - как раз довоенный.

06
Вот ещё один «Эр», неходовой, просто памятник. На будке машиниста указан номер «Эр-6241», но номер, во-первых, какой-то странный, а во-вторых – неправильный. Настоящий номер паровоза Эр-797-11, изготовлен он в 1952 году в Венгрии, на заводе MAVAG. Установлен в 2009 году в городе Котельниково Волгоградской области. Снимок сделан 01 марта 2019 года.

07
Москва, Парк Победы на Поклонной горе, снимок сделан 25 сентября 2016 года. Столично-статичный вариант «воинского эшелона» с паровозом «Эу-680-96». Паровоз построен в 1928 году, на табличке указано, что на Коломенском паровозостроительном заводе, в других источниках написано, что на Брянском заводе «Красный Профинтерн». И кому верить? (Судя по всему – именно «другим источникам»). Здесь, в Парке Победы, как и в Волгограде, условно изображён условный эшелон времён войны – с санитарным вагоном, с двумя платформами с пушками и крытым вагоном, именуемым в просторечии «теплушкой». (Напротив него, на других путях, как раз стоял бронепоезд, с которого началась моя задумка рассказа, но до него мы доберёмся попозже).

Кстати. Несмотря на то, что основой локомотивного парка на железных дорогах Великой Отечественной были паровозы серии «Э», в качестве многочисленных памятников и в качестве участников «воинских эшелонов» и «ретро-поездов» не менее распространены паровозы послевоенной серии «Л», выпускавшиеся с 1945 по 1955 годы. Хоть и выпустили их в два раза меньше, всего четыре с небольшим тысячи, зато они, как более мощные, эксплуатировались дольше и сохранились лучше.

08
Ну, например, в 2019 году тот же самый волгоградский ретро-поезд «Воинский эшелон», почти с теми же экспонатами на тех же платформах, тянул локомотив Л-2055. Паровоз изготовлен в 1953 году Коломенским паровозостроительным заводом, сейчас приписан к станции Сальск. Снимок сделан в Энгельсе, 07 мая 2019 года.

09
Именно что тянул – предыдущей «Эр»-ке помогал маневровый тепловоз, она только гудок давала, а этот справился сам. При том, что котёл у него безбожно тёк.
Слава богу, что я был «не при исполнении» - пусть сфера моей деятельности «химия», а не котлонадзор, но сосуды под давлением в неё вполне входят. А тут, при таком раскладе, и экспертом не надо быть, чтоб сказать «всё, ребята, туши свет топку, сливай воду».

Разумеется, «ездящих» экземпляров гораздо меньше, чем «стоящих на запасном пути». А их, стоящих паровозов-памятников серии «Л», имеется по стране преизрядно.

10
Локомотив Л-0088. Если исходить из этого номера, то паровоз построен в 1947 году, на Коломенском паровозостроительном заводе. Однако заводская табличка на сухопарнике недвусмысленно гласит «1955 г. Ворошиловградский завод им.Октябрьской революции». Ещё и номер указан – «15937». Табличке я как-то больше доверяю – отдирать её от одного паровоза и переставлять на другой смысла особого нет, а будка машиниста с обозначением явно неоднократно и не особенно качественно перекрашивалась. Снимок сделан 14 декабря 2009 года, в депо им.М.Горького, Волгоград – там же, где стояли паровозы «Эр» с первого снимка. Только те ржавые «эр»-ки стояли внутри, на территории, на путях, а этот – памятником, при входе.

11
Локомотив Л-1578. В «сопроводительной надписи» указано, что он 1949 года выпуска, но, если судить по номеру, то должен быть 1951 год, Коломенский паровозостроительный завод. Таблички заводской не сохранилось, судя по всему – надпись ошибочна, а 1951 год – верно. Установлен у нас в Энгельсе, в 2010 году, рядом с практически нефункционирующим железнодорожным вокзалом. Расположен весьма забавно – прямо посреди дороги, на центральном «острове» перекрёстка с круговым движением. Снимок сделан 27 июня 2019 года.

12
Снимок сделан в Ульяновске 02 октября 2015 года. Локомотив Л-3291 (выпущен в 1953 году Ворошиловградским заводом), расположен хоть и не на дороге, но рядом, да ещё и рядом с трамвайными путями, установлен в 1989 году в честь ульяновских железнодорожников.

Иногда паровозы «Л» не просто стоят памятниками самим себе, но и участвуют в изображении «воинских эшелонов», не смотря на то, что они, как я уже говорил, выпускались после войны.

13
Локомотив Л-4674 производства Ворошиловградского паровозостроительного завода, выпущен в 1953 году. С 2016 года – в Музее техники Вадима Задорожного, г.Москва. На переднем плане тут двухосная платформа с зениткой, а за паровозным тендером ещё несколько платформ – с танками. Фотографировать там не очень удобно – рядом идут аж три параллельных пути, и на каждом понаставлено всякой техники. Впрочем, подобным паровозом нас уже не удивишь, верно? Снимок сделан 13 июля 2019 года.

Однако самый старый паровоз серии «Л», что мне довелось лично видеть, хоть и памятник, но находится не в музее. (Этот паровоз, если говорить «по-спортивному», входит в десятку самых старых сохранившихся паровозов серии «Л»). Локомотив Л-0026 скромненько так стоит у заборчика на станции Ртищево, Саратовской области.

14
Паровоз Л-0026, изготовлен Коломенским паровозостроительным заводом в 1946 году. Установлен в качестве памятника на железнодорожной станции в г.Ртищево Саратовской области в 2008 году. Тендер у памятника – от другого паровоза, Л-4734, который был списан в 2014 году вместе с «родным» тендером типа «Вандербилт» от Л-0026. Снимок сделан 28 июля 2013 г.

Однако, пора немного вернутся назад, к бронепоездам. Вы же ещё не забыли, надеюсь, с чего всё начиналось?

Глава 2

Содержание
Tags: бронетехника, видел сам, железнодорожное, заметки, история, слишком много фото, фотообзор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments