И я не о "культурных деятелях", которые традиционно являются
Я о персонах политических, государственных. Ведь с историческим национальным государством, которому памятник и поставлен, ассоциируются именно политики, либо главы государств, либо заметные политические персоны и военачальники.
Ладно, персоны просто происходящие из всяких инородцев, они уже и не чужие нам, а свои. Пусть предки Барклая сто раз шотландцы, но
Бурхард Христофор Миних, чистый
Дальше интереснее.
Довмонт? Деятель последней трети XIII века, литовский князь, сын Миндовга, бежавший в Псков от внутрилитовских разборок и выбранный псковичами себе в князья? Литовский язычник, крестившийся, чтобы соответствовать электорату. Он, конечно, участник Раковорской битвы, в которой "наша" сборная накидала "
Но Довмонт, хотя бы убежал из формальной "заграницы" к "нам". Но на памятнике "Тысячелетия России" присутствуют персоны, которые, как я говорил в самом начале, сейчас представляемые вовсе "не нашими" - что нами самими, что на их формальной родине.
Персоны, правившие Великим княжеством Литовским.
Гедимин, его сыновья, Ольгерд Гедиминовч и Кейстут Гедиминович, и внук, Витовт Кейстутович. (Ягайло Ольгердович, пошедший не по русской, а по польской тропинке, отсутствует).
Вот так.
А вы говорите, что во времена царизма (монумент установлен в 1862 году) насаждался "великодержавный шовинизм". Пусть средневековое Великое княжество Литовское к современной Литве имеет отношение гораздо меньшее, чем к Белоруссии, но вклад Литвы в создание и сохранение России при старом режиме не отрицался и не замалчивался.
А то, что Литва со времён унии и Речи Посполитой смотрит в рот Польше - бог ей судья.