Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Телесериал "Домашний арест".

Телесериал «Домашний арест», Россия, 2018 г.

Телесериалы, по большому счёту, делятся на две большие группы – «бесконечная жвачка» и «определённый конечный сюжет». И деление это не зависит ни от жанра, ни от бюджета, ни от качества. Просто таковы правила игры, и мы их принимаем (да, чаще «невер эндин стори» - унылое мыло для домохозяек, или молодёжная комедия положений, но бывает и детективом, и фантастикой, и чем угодно). Причём, «хорошим» может быть и длиннющий непритязательный комедийный сериальчик, а «плохим» - десятисерийный сериал про «маньяка в Нью-Йорке конца 19 века» (да, да, это камень в огород «Алиениста»). Основная претензия к «хорошим длинномерам» (начинавшимися хорошими), как правило, в том, что создатели не умеют вовремя остановится, и в процессе выжимания денег никак не могут окончательно закопать свою стюардессу.
Отечественные сериалы – отдельная песня. У нас как-то укоренилось мнение, что телесериал это «низкий жанр», дешёвка, которую можно сделать тяп-ляп, и тянуть, как резину натуральный каучук. Действительно хороших сериалов, и не важно какого жанра, мелодрама для девочек или криминальный триллер, у нас можно по пальцам одной руки пересчитать.
А потому, появление нового сериала, из категории «продолжения не будет», для которого пришлось задействовать палец на другой руке – это, прям, событие. Итак.

01

«Домашний арест».
Фабула проста: мэра некоего славного города Синеозёрска (в Ярославле снимали, видать, ещё дешевле, чем в Нижнем), который вот только-только заявил о намерении идти на второй мэрский срок, берут на взятке, и теперь ему срок вполне грозит, вот только другой. Его помещают под домашний арест, да не в особняк, который записан на жену, а в комнатку в коммуналке, в которой он в детстве рос, прописку в которой сохранил исходя из политических соображений. А в той же коммуналке проживают белоленточных убеждений мать-одиночка, ярая антикоррупционерка, с больным дитём, колоритная пенсионерка (бабкой и не назовёшь, типичная такая, «боевая пожилая тётка»), и, главное, семейство экскаваторщика - он сам, жена-медсестра, да двое детей-старшеклассников. С экскаваторщиком отдельная песня – росли они с будущим мэром в этой коммуналке вместе, и будущий экскаваторщик будущего мэра всячески гнобил, бил и унижал. И буквально за два часа до ареста, мэр экскаваторщику сполна отомстил. (Тридцать прошедших лет – изрядно для подачи холодного блюда). Жена мэра уходит к любовнику (ну, это только так говорить принято - «уходит», на самом деле она осталась в «скромном домишке», записанном на неё), любовник этот как раз заместитель мэра и главный помощник, который его со взяткой и подставил, а от насиликоненной любовницы мэру помощи никакой. Помощник, ставший ВРИО, усиленно ищет (с целью последующего присвоения, конечно же) накоррумпированные мэром сорок миллионов долларов, которые тот куда-то дел, и, заодно, выставляет свою кандидатуру на освободившийся пост. А тут ещё и ФСБ проводит свою хитрую антикоррупционную операцию.
Вот всё и завертелось.

Если кратко – мне понравилось. И не потому, что «безрыбье», а потому, что снято хорошо, актёры замечательные и играют отлично. Так получилось, что я его аж два раза подряд посмотрел – сначала сам, потом с женой.

Кто-то усмотрел в сериале остросоциальную сатиру – да побойтесь бога! Определённые сатирические нотки есть, и даже к месту, но они не превалируют.
(Или вы всерьёз думаете, что у коррумпированных чиновников, которые действительно есть, нахапанное действительно хранится в подвале в золотых слитках или штабелях долларов? И все вопросы решаются путём «лично привёз чемодан денег»? И что живут они в нуворишеских хоромах «рококо плюс барокко плюс ампир и поверх позолоты, штоб было бохато»? Ну, все эти преувеличения просто работают на образ! Вот фраза врача про танк – это да, вот это уже печальный реализм).

В общем, никакого «срыва покровов», никакой левиафанщины и прочего.
Это вполне себе трагикомедия, где нашлось место и драме, и мелодраме. Где-то гротескно, где-то вполне реалистично. Чем-то по духу напоминает «Карты, деньги, два ствола» или, там, «Снэтч» (уж не буду переводить, пардоньте) – вроде как «суровый реализЬм», но мы-то с вами понимаем, что в настоящей реальности такого быть не может, и всё это не реализм вовсе, а удачные гротескные декорации, утрированные ситуации и вообще – смешно. Но и чистой комедией сериал совершенно не назовёшь – тут нет ни шуточек, ни, тем более, буффонадного юмора и глупых ситуаций, но есть много драмы.
Многие пишут, что начало им понравилось, а потом стало хуже, а финал и вовсе споткнулся. Вот ни разу не соглашусь. На мой взгляд – ровно наоборот. Самая противная серия – как раз первая, если бы весь сериал так был снят, я бы просто смотреть не стал. Первую-вторую серию надо буквально переждать, а дальше идёт легко и замечательно. (А всего двенадцать серий, каждая идёт час с лишним). По большому счёту, сериал начинается аж с четвёртой-пятой серии, ибо только к ним наконец вводятся все действующие лица. Что до «слитого» финала… Опять-таки не согласен, именно такой финал такому сериалу как раз подходит. При всей своей серьёзности, это, всё же, комедия. А у наших зрителей просто разрыв шаблона – в их чёрно-белом понимании, видимо, «комедия» - это только примитивная буффонада, а серьёзное кино – исключительно тяжёлая драма. А если удачно смешать, не впадая в крайности?
Да и вообще, сериал снят для тех, кому, как и главным героям, лет сорок, плюс-минус немного. Те, кто помоложе, просто всего не поймут, у них подобного жизненно-семейного опыта нет (плюс молодёжь не оценит работу костюмеров и декораторов - подобную обстановку и одёжку они, в большинстве своём, просто не застали или не помнят). А те, кто постарше поймут и оценят, но им, возможно, не понравится язык (вульгарноватый, грубоватый, но почти без совсем уж непарламентских выражений. Сам я обычно такое в фильмах не люблю, но тут очень удачно, по делу, и работает на результат), либо не все современные культурологические фишки просекут. (Ну, например, когда православный батюшка кратенько порассуждал, какой Джокер лучше - Хит Леджер или Джаред Лето).
В общем, со мной в целевую аудиторию попали на все сто.

Пробежимся по героям? Благо их много и они разные. Да, замечу, что «знакомых лиц» очень много, но по фамилиям я их просто не знаю, могу только сказать «а вот в таком фильме такого-то играл» (для части пришлось в интернет лезть, смотреть). Да ещё, видимо, чтоб зрители заметили и оценили, часть «узнаваемых» мелькает даже не в эпизодах, а безгласой массовкой. И тут вся эта «узнаваемость», обычно мной ругаемая, идёт на пользу.

Центральная фигура, коррумпированный мэр – Павел Деревянко. Тут комментарии излишни, отличный актёр, отличная роль. То, что он коррупционер ладно, но поначалу с ненужными и низшими он просто высокомерная сволочь (при этом определённая совесть у него есть, да и с «нужными» подчинёнными он вполне добр и щедр), а потом, постепенно, человеческие черты проглядывать начинают. Но сделано это тонко, последовательно, хорошо, а не в лоб – был плохой, стал хороший. И плохим он не был, да и хорошим не стал. В сериале вообще стопроцентно положительных или стопроцентно отрицательных героев нет.

Что там соседи по коммуналке?
Вторая центральная фигура, экскаваторщик – Александр Робак. Кроме дурацкого «Прощаться не будем» я с ним ни одного фильма не видел, но будка у него не только знатная, но и вполне знакомая. Эдакий «простой работяга», не совсем чтоб уж тупой, но явно интеллектом не блещет, не алкаш, но «выпивающий». Попавший в удивительную ситуацию – лишившись работы из-за мэра, с помощью его же, но уже бывшего, выдвигается «народным кандидатом» в мэры сам. Попадание в роль великолепное. Вот вроде и быдло, аж противно смотреть, а приглядишься – нет, нормальный, ну, более-менее, когда трезвый, и молчит. Жену его, медсестру, играет Анна Уколова – тоже точное попадание в роль. Вроде и поумнее мужа, и командует им, но тоже – очень не «белая кость», с простыми мечтами и желаниями. (И, кстати, эмалированные вёдра, явно упёртые из больницы – мелкий, но приятный и знакомый штришок). Вот только с маленькими сюжетными линиями их детей не всё получилось. Дочь, в одной серии с Александром Клюквиным (его голос ни с чьим не спутать) ещё более-менее. А вот актёр Егор Клинаев, игравший сына, погиб в ДТП до завершения съёмок. Ни полностью выкинуть, ни переснимать эпизоды с ним не стали, потому его линия получилась рваной и брошенной на полуслове.
«Боевая пенсионерка» в исполнении Альбины Тихановой получилось просто суперской. Повторить с таким же выражением «у-у-у, алкашандра!» я вот просто не смогу.
И, наконец, убеждённая белоленточница-«верните Крым» (правда, об этом вспоминают буквально пару раз), мать ребёнка-инвалида, преподавательница истории в местном ВУЗе, защитница исторических ценностей – Марина Александрова. (Как выяснилось, ранее с ней я видел один-единственный фильм – польский «Когда солнце было богом» Ежи Гофмана. Пятнадцать лет прошло, офигеть!). Понятное дело, сей персонаж введён для романтической линии с арестованным мэром (тут никакого спойлера, это просто законы жанра). И линии непростой, надо сказать. Мало того, что он коррупционер, а она – «борцуниха», мало того, что её вербует ФСБ для слежки за мэром, мало того, что мэр обременён женой (играет Олеся Судзиловская) и любовницей (такая рафинированная силиконовая содержанка, что ух!, с одной извилиной и та след даже не знаю, от чего), так ещё и сама героиня Александровой обременена престарелым любовником – главой кафедры её ВУЗа, который уже не первый год уходит к ней от жены, да всё что-то как-то не уйдёт. Персонаж у Владимира Симонова получился отличный и чем-то таким, неуловимым, напоминающий Ипполита, ну, того самого, даже голос на Яковлева похож. (И это не мои измышления, создатели сериала вполне постомдернистски это обыграли. Вообще, модных постмодернисткских цитаточек в сериале немного, но есть и вполне к месту). И опять-таки, все эти «чувства» между героями Деревянко и Александровой не вот так вот – хлоп! – возникли и развились, э, нет. Там всё сложнее.

Так, соседи кончились, переходим к остальным.
(Вы спросите, зачем я так подробно перечисляю? Так актёры и их игра в этом сериале самое главное, и достойны всех и всяческих похвал. Я просто обязан их отметить, пусть не всех, ну, хоть половину).

Подставивший мэра помощник, ставший ВРИО и кандидатом, и вообще змея, пригретая на груди и в супружеской постели – Сергей Бурунов. (Внезапно узнал, что барда Лютика во всех трёх «Ведьмаках» озвучивал он. О как! Неожиданно, я и не замечал. Впрочем, первый я запускаю всегда с исконной польской озвучкой). Опять рассыплюсь в похвалах. Вот этот завистливый, нервный, действительно подлый персонаж получился великолепно. И видно, почему один мэр, а второй – только зам, как один умеет «с кадрами работать», а второй - нет.
Роман Мадянов – небольшая роль губернатора. Ну, ему не привыкать такое играть, вполне его типаж.
Светлана Ходченкова – политтехнолог, прибывшая из Москвы «тянуть» выборы синеозёрского мэра (ну и, заодно, сама родом из Синеозёрска, стриптизёршей там работала, бывает). Кстати, местного политтехнолога играет Никита Тарасов.
Тимофей Трибунцев – государственный адвокат арестованного мэра. В привычном амплуа стукнутого пыльным мешком, усиленным заиканием (вот это зря, перебор, на мой взгляд). Кроме адвокатства он ещё и одноклассник жены экскаваторщика и её, со времён школы, тайный воздыхатель. (Да, ещё один любовный многоугольник). Впрочем, ожидаемо, он не так уж прост и придурочен, как кажется.
Ёла Санько (во имячко-то!) – демоническая бабушка мэра, почившая, но не оставившая его в покое.

Плеяда ФСБшников: московский генерал – Куценко (всё также лыс и проводит совещания с подчинёнными по спецсвязи, изрядно напоминающей скайп), местный полковник Игорь Савочкин, резкий ненавистник приехавших москвичей, его племянник, лейтенант из архива, Тирион Ланнистер местного пошиба с говорящим именем Глеб Егорыч Лев Егорыч, ну и основные действующие фээсбэшные лица - великолепные московские оперативники Анатолий Кот и Дмитрий Лысенков.
Судя по отзывам, фээсбешники многим не понравились – никого не пытают в своих кровавых застенках, да и без застенков не пытают. Ведут себя как обычные люди, просто работают, с коррупцией борются, испытывают и проявляют совершенно нормальные человеческие чувства и эмоции. Прям вой среди «творческой интеллигенции» поднялся – «кровавая гэбня в сериале не кровавая, фу-фу-фу». Мне так они очень понравились, «полкан» и оперативники особенно.

Да, там ещё есть бандитствующие коллекторы из микрофинансовой организации, где мать-одиночка неосторожно взяла кредит. Молодого не знаю, а старшего играет Александр Баширов. Ну, с его уголовной рожей и противным голосом в самую точку. Забавная у них получилась парочка, «Карты, деньги…» и прочий ранний Гай Ритчи прослеживаются явно.

А вообще, хороших актёров понатыкано масса. Как я уже сказал, в лицо я их знаю, по фамилиям нет. Или, например, и в лицо не знаю, первый раз увидел – «Виталики», прекрасная парочка, охранники-телохранители, братья-близнецы (зовут их, вообще-то, по разному, Виталий и Владимир, наверное, неспроста).

Вы скажете – ну, захвалил, всё-то великолепно. А минусы?
Да фиг их знает, есть, наверное. Но буквальные назвать затруднюсь. Скорее, может не понравится в целом, не подойти, не зацепить.
Вон, скажем, фильмы Тарантино – многие хвалят, а мне, кроме парочки из ранних, не катит. Или, там, многие «Аватар» шибко любят, а мне вообще никак.

Ну ладно, если хотите, вот вам фактический ляп, который лично я простить не могу: в «исторической вставке» разграбления Синеозёрского монастыря татарами, титром указано «XII век». Ну что это такое, а? Какие, нафиг, татары в двенадцатом веке?! Вам что, лишнюю чёрточку лень было нарисовать?
Что до некоторых вольностей в интерпретации служебных взаимоотношений и должностей (настоящий судья, хоть областной, хоть городской, какого-нибудь ВРИО мэра послал бы далеко и надолго, он ему не подчинён и не от него должность зависит; да и полпред над губернаторами такой власти не имеет, и не бывает «министров» городского уровня, областные только) – ну, спишем на художественную условность. Кино всё-таки. Я вот тоже не знал, пока мне не сказали.

Итог: с оценкой Кинопоиска «8 из 10» согласен. А если своими словами – отлично.
Tags: кино
Subscribe

  • Перебирая фоточки...

    Если кратенько. Вот чем, кроме всего прочего, меня, что называется, "приколол" Музей железных дорог России, что расположен у Балтийского вокзала в…

  • Страшный, как атомная война

    Страшный... Страшный, как атомная война. А что будет через двести десять лет после этой атомной войны? Ещё страшнее, наверное? Ну-с, посмотрим…

  • Поезда

    Наконец-то и в наши места приходит цивилизация. РЖД заявило о пробных запусках скоростного электропоезда системы "Ласточка" по маршруту "Саратов -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments