Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Антиклерикальный роман

Такое, своего рода, размышление, на которое меня натолкнули вот эти вот материалы, и статья в ЖЖ Софьи Багдасаровой (она же Шакко) про иконы.
Хотел кратко, но вышел целый роман в стихах получилась поэма в прозе.

Советскую власть регулярно ругают за "взорванные храмы". Ну, по делу, ругают, есть за что, однако, есть одно "но" - сами попы к своему церковному имуществу относились, прямо скажем, без особого трепета. Несть числа памятникам средневековой архитектуры и живописи, которые сами попы уничтожили - за ненадобностью (ещё при старом режиме, да и сейчас, при сверхновом, продолжают).

Да, отношение церковников к архитектурному и живописному наследию просто шокирует. Особенно современного, атеистическо-агностического человека.

480x480-62eb4c1b583d7c918e6c8e4ed372a53d

Закрасить (или оббить и заново проштукатурить) фрески какого-нибудь Андрея Рублёва или Даниила Чёрного - да запросто, Успенский собор во Владимире не даст соврать. Разобрать на стройматериал "из-за низкой доходности прихода" (доходности, Карл!) беолкаменную церковь XII века - да пожалуйста, так мы чуть не лишились церкви Покрова на Нерли (шабашники-гастарбайтеры просто не осилили вручную разломать каменные средневековые стены и плюнули на это дело). Икону того же XII века, сначала подкрашивать, затем перекрашивать а после вовсе сложить в дровяной сарай - как два байта отослать.

А разгадка одна - безблагодатность.
А разгадка одна - церковники относились, и относятся, к своему имуществу чисто утилитарно - они в нём живут, работают и этим имуществом деньги зарабатывают ("-Батюшка, а вы сами-то в бога веруете? -Сын мой, о работе - на работе!" (с) бородатый анекдот).
Ни о какой "исторической", "эстетической" или "художественной" ценности речи для них не идёт. Ценность только одна - практическая, желательно, выраженная в твёрдой валюте дохода от прихожан.

Ну, в самом деле, удобно ли работать в офисе, где деревянные полы скрипят, из щелей сквозит и поддувает, зимой холодно, летом жарко, света мало, помещения тесные, рамы и косяки трухлявые, с потолка капает, штукатурка осыпается... Подумаешь, что построили этот офис при Андрее Большие Руки, или там Боголюбе Долгогнёздном - нам сейчас тут не комфортно работать! Евроремонт надо сделать срочно! Или вовсе снести эту тысячелетнюю халабуду и построить новенькое помещение, удобное, светлое и с климат-контролем.

Так мы и лишились массы архитектурных памятников, которые были попами либо просто снесены, либо изрядно перестроены. Ещё один вариант - достраивать недостающее, без оглядки на единство стиля, насущную в этом необходимость и прочее. Прилепить притвор а-ля "сарай для хозинвентаря" к церкви в Кидекше, колокольню с переходами во владимирском Успенском соборе, и так далее.

С фресками и иконами ситуация схожая. Вот фрески. Ну, фрески и фрески.
Это дикие итальянцы, паписты чёртовы, кафолики проклятые, (еретеки, что с них взять) бронзовыми булавками отслаивающуюся штукатурку к потолку на охренительной высоте подкалывали, чтоб вместе с ней микеланджеловские росписи в Сикстинской капелле не осыпались, к едрене фене, папе на голову. А наши... Что, потемнели росписи, крошится стали? Айда замалюем их новыми, да краской поярче, поядрёнее! В самом деле, вот стали у вас дома обои отставать, испачкались, потёрлись - какими бы не были они красивейшими - ободрать, переклеить, и дело с концом. (О том, что небольшая разница между средневековыми фресками и советскими обоями в горошек всё же есть, попы не думают. Для них это своё, утилитарное помещение, в нём должно быть для них благолепно, а на историческую ценность плевать).

Иконы? "Святость" иконы не в какой-то конкретной доске с конкретным рисунком, "святость" она в принципе. (Да, рациональным умом это не понять).
Потемнела некая особо почитаемая и особенно чудотворная икона со временем, потрескалась, доска начала лопаться, краска облезать - что же, рисуем новую икону, на свежей доске, совсем не обязательно копию (тем более не обязательно - точную копию), просто, "сюжет" тот же, проводим обряд, и - вуаля! - все магические свойства иконы переходят волшебным образом на новую. (А вы как думали?). Вешаем новую икону на стенку, прифигакиваем безвкусный (зато золотюшшый, блистюшшый, с лалами да яхонтами) оклад, за которым иконы-то и не видно - и можно снова целовать и свечки ставить, чудеса продолжаются.

(Так что, если вы вдруг не знали, большинство современных "чудотворных" икон, что ведут свою родословную из Средних веков - нифига не средневековые. Все эти разногородние "матери", "спасы" и прочая, в большинстве своём, "новоделы", относительные, конечно, по нескольку сотен лет и им уже набежало).

Что до "отставной" иконы, её, хоть она с нулевым запасом маны да обнулёнными статами и перками, всё равно положено поместить туда и так, чтоб "нога не попирала". Поэтому, либо сжечь (а что, в этом есть некое тонкое декадентство - отапливать церковь старыми иконами), либо "отпустить по водам", сиречь бросить, с соответствующими обрядами конечно же, в речку.
(Нет, ну лучше всего сначала сжечь, а после пепел высыпать в священную реку Ганг. Для гарантии. Но энто аж в Бенарес надо ехать, Варанаси по-нынешнему. А там нехристи кругом, да цыгане).

Кстати, с обычаем "отпускания по водам" связан один весьма щекотливый момент... Многие "чудотворные" иконы были волшебным образом обнаружены обретены... на берегах рек, принесённые течением божьим промыслом. Вы понимаете, да, на что я тонко намекаю?!

В одной, значит, церкви, какая-то иконка настоятелю разонравилась, старая-де, убогая, потрёпанная, он её, значит, бултых!, как Муму. А в ста километрах вниз по течению некий отрок безгрешной жизни, в приречных зарослях, откуда он подглядывал за купающимися отроковицами, эту иконку находит, отцу-настоятелю своей церкви приносит, её объявляют божьим даром, вешают на стенку, у иконы, от таких потрясений видимо, резко прорезаются чудотворные свойства, апаются статы и перки, да ещё появляется бафф "мироточение" и скилл "исцеление", становится она сверхпочитаемой, паломники едут со всех концов, зацеловывают её вусмерть, слизывая, заодно, всю краску, обитель расцветает, богатеет, пожертвования так и сыпятся...
Уже другой настоятель, лет через сто смотрит - ну что это такое, такая почитаемая икона, и такая облезлая, надо подкрасить. Зовут местного художника - он поверх старого, затёртого, наносит свеженький колер, яркий, радостный. А ещё лет через полтораста-двести, после пары-тройки таких-вот апгрейдов (и непрекращаемого мироточения, расцеловывания и свечками копчения) очередной отец-настоятель глядит на икону и думает - такая-де обитель у нас солидная, богатая, а икона чудотворная совершенно не соответствует нашему имиджу своим замызганным видом. Закажем-ка художнику (желательно, подешевле найти, чтоб не тратиться зазря) новую, красивую, солидную, а эту отправим-ка по водам. Сказано - сделано. И вот, в ста километрах вниз по течению, некий отрок безгрешной жизни...

Вот так, из Каменки в Нерль, из Нерли в Клязьму, из Клязьмы в Оку, из Оки в Волгу... А там и Каспийское море уже, и нехристи по его берегам...

Нельзя попов подпускать к церквям и иконам, ой нельзя. Парадокс, да?
Не видят попы в них художественной и исторической ценности, и никогда не видели. И не будут видеть никогда. Отдай ЗАО "РПЦ" в собственность Исаакиевский или Спас на Крови - и что от них останется через пятьдесят лет?
Никогда не надо забывать, что для церковников всё это - служебные помещения и рабочие инструменты. И отношение попов к ним соответствующее.
И если государство не отберёт их под свою опеку, в музейную собственность, все подобные исторические памятники накроются медным тазом.
Tags: заметки, размышлизм
Subscribe

  • Немного срифмованное

    (Чего-то срифмовалось в порядке бреда, на мотив "Трёх танкистов", хожу и напеваю , как дурак). На траву легла роса густая, Полегли туманы,…

  • Фразы: Из личного опыта

    Пенсионерке хотелось общения, но в поликлинику идти было лень. Тогда она позвонила в техподдержку своего интернет-провайдера.

  • Фразы

    Ох уж этот знаменитый немецкий авось! С ним две мировые войны начинали!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments