В этой заметке, против своих правил, я был вынужден использовать, кроме собственных, иллюстративные материалы из общедоступной сети Интернет (целых 1 фото, указано в тексте).
Часть 4. Пушка с моторчиком
От гибридного дивизионно-зенитного универсального тупика, от орудий больших калибров, гибридизированных с тракторной ходовой, перейдём-ка к ещё не охваченным противотанковым и дивизионным. Естественно, не простым, а тоже гибридным.
И во время, и после войны, работа над артиллерийскими системами шла по двум логичным руслам – создание нового и модернизация старого. Уже имеющиеся пушки, а было их очень много, модернизировались, подчас радикально. В том числе, и в сторону повышения мобильности непосредственно на поле боя, что особенно актуально для противотанковой артиллерии.
Ну и, конечно же, для уже имеющихся «стволов» разрабатывали новые боеприпасы (иногда - с актуальным запозданием в десяток-другой лет), на имеющиеся пушки ставили новые прицелы (в том числе и ночные), и так далее. Как и до войны, СССР оставался бедной, догоняющей стороной.

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 11 апреля 2009 года).
Унылая и безрадостная обстановка словно подчёркивает все различия между двумя аналогичными пушками, сведёнными в одной экспозиции.
Слева и справа - одна и та же 57-мм противотанковая ЗиС-2. Но слева - простая пушка образца 1943 года, справа - пушка с послевоенной модернизацией. С новым щитовым прикрытием, с новыми колёсами, с прикреплённым снарядным ящиком, с «перекаточным» колесом на левой станине - устройством, облегчающим смену позиции «в поле», силами расчёта.
Однажды, пытливые конструкторские умы задались вопросом – а что будет, если сделать ещё один гибрид, скрестить пушку с мотоциклом?
В начале пятидесятых годов наши светлые военные головы увлеклись идеей самодвижущихся пушек. Не самоходных, а именно самодвижущихся. То, есть вроде бы обычная пушка, буксируемая тягачом, но имеющая возможность по полю боя, на небольшие расстояния, передвигаться самостоятельно. И вовсе не перекатываться силами расчёта, а двигаться самой, своим моторчиком.
Вспомним сначала заслуженную 57-мм противотанковую пушку ЗиС-2. Разрабатывали её с мая 1940 года под индексом Ф-31, но в начале сорок первого, в связи с присвоением горьковскому заводу №92 имени И.В.Сталина, индекс сменили на ЗиС-2. После принятия на вооружение под названием «57-мм противотанковая пушка обр.1941 г.» массово производили ЗиС-2 всего ничего с 1 июня по 1 декабря.
Однако, после появления у немцев танков с мощным бронированием, пушку запустили в производство снова. Модернизация была минимальна, но вновь приняли ЗиС-2 на вооружение 15 июня 1943 года под новым наименованием «57-мм противотанковая пушка обр. 1943 г.».
Выпускали ЗиС-2 до 1949 года (а потом ещё два года – только стволы). Ну и, кроме выпуска, проводилась модернизация. В 1957 появилась модификация ЗиС-2Н – с ночным прицелом.

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 25 сентября 2016 года).
Снимок с атрибутированием которого у меня возникли проблемы (несмотря на то, что снимок делал я сам. И музейную табличку тоже сфоткал).
С одной стороны, музейная табличка ясно говорит - ЗиС-2СН. Самодвижущийся вариант ЗиС-2 с ночным прицелом. И простым глазом видно, что и качающаяся часть, и лафет, вполне удовлетворяет этому определению. Но нигде описания ничего подобного не встречалось. Какой-то единичный опытный образец, не удостоившийся упоминания в специальной литературе? Странно.
После войны, в 1946-1947 годах, под руководством конструктора Е.В. Чарнко, для замены ЗиС-2, была спроектирована новая 57-мм противотанковая пушка, получившая обозначение Ч-26. Выпустили пушек немного, две опытных, двадцать пять для войсковых испытаний, и сто серийных.

ЦМВС, Москва (снимок сделан 14 июля 2019 года).
Противотанковая пушка Ч-26 калибра 57 мм. Отлично видно специфический щелевой дульный тормоз (34 прорези на метровой длине) и колесо на левой станине, облегчающее перекатку орудия силами расчёта при сложенных станинах.
Несмотря на малочисленность выпущенных орудий, в пятидесятые годы для пушки был разработан самодвижущийся вариант – СД-57, с двигателем от мотоцикла М-72. Направляющее колесо взяли от «Москвича» (с усиленными шинами), ведущие колёса – от «козлика» ГАЗ-69. Ещё заменили щит и вместо длиннющего (1150 мм!) щелевого дульного тормоза поставили новый, двухкамерный. Изготовили, сериями по 6 штук, всего двенадцать пушек СД-57, и ещё сколько-то переделали из обычных Ч-26.

Снимок взят из телекоммуникационной сети Интернет.
57-мм самодвижущаяся пушка СД-57 с расчётом перемещается с одной огневой позиции на другую. Отлично видно, как именно это делали самодвижущиеся пушки. Направляющее колесо, которым управляют рулевой колонкой, впереди, ведущие колёса, на которые приходится основная нагрузка при стрельбе - сзади. Кстати, судя по каскам, расчёт пушки из Национале Фолькс Армее - армии ГДР.
Под самый конец войны, под руководством Ф.Ф. Петрова (В КБ завода №9, «Уралмаш») была сконструирована новая «универсальная», противотанково-дивизионная пушка калибра 85-мм. (Для замены «универсальной» поневоле ЗиС-3). Опытный образец построили на горьковском заводе №92, вотчине конструктора Грабина, и орудие получило «смешанный» заводской индекс ЗИС-Д-44.
(Ф.Ф. Петров, в чьём активе конструирование и работы по таким знаменитым системам, как 152-мм гаубица Д-1, 122-мм гаубица М-30, 122-мм корпусная пушка А-19, 152-мм гаубица-пушка МЛ-20, был, по сути, главным конкурентом В.Г. Грабина).

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 25 сентября 2016 года).
Дивизионная пушка Д-44.
На заднем фоне - 76-мм «поковушки», 76,2-мм пушки полкового звена, обр. 1927 г. и обр.1927/1942 г. Последняя - опытный образец, из-за общей устарелости концепции в массовую серию не пошедший.
На полигон для испытаний пушка прибыла аккурат 8 мая 1945 года. На вооружение, под наименованием «85-мм дивизионная пушка Д-44» орудие приняли в 1946 году. С 1945 по 1953 год заводом №9 было произведено почти одиннадцать тысяч орудий (точнее, с сорок пятого по пятьдесят первый, в пятьдесят втором ни одного орудия не сдали, а в пятьдесят третьем сдали последние 110 единиц, видимо, из задела). Изготовляли орудия и в варианте Д-44Н – с ночным прицелом.

Парк Победы, Нижний Новгород, (снимок сделан 11 июля 2016 года).
Дивизионная пушка Д-44. В московском Парке Победы опытный образец, а здесь - серийный.
В конце 1948 года в КБ завода №9 разработали проект самодвижущейся пушки СД-44, на базе 85-мм дивизионной пушки Д-44. После заводских и войсковых испытаний и доработок, СД-44 приняли на вооружение в ноябре 1954 года. До 1957 года изготовили 262 новые пушки и ещё 438 переделали из Д-44.

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 25 сентября 2016 года).
Самодвижущееся 85-мм орудие СД-44 во всей красе. Трёхколёсный артиллерийский «байк» должен был ехать стволом назад. Колесо от легковушки управляется от рулевой колонки, водитель сидит на специальном сидении, остальные номера расчёта - на станинах и ящиках.
На заднем плане - противотанковая Д-48, чьё основное отличие от Д-44 - длина ствола и ограниченная номенклатура боеприпасов. На левой станине лафета Д-48 видно модное третье, перекаточное, колесо.
«Самодвижимость» орудия обеспечивалась двигателем от тяжёлого мотоцикла М-72 (в девичестве бывшего немецким мотоциклом BMW R 71) мощностью 14 лошадиных сил с передачей на ведущие колёса от грузовика ГАЗ-АА (бывшего в девичестве американским грузовиком Ford Model AA).

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 25 сентября 2016 года).
Самодвижущееся 85-мм орудие СД-44.
Отлично видны направляющее колесо, рулевая колонка и водительское сиденье (его спинка скрыта тканью).
Следующая в ряду - противотанковая Д-48 с перекаточным колесом на станине, ещё дальше две Д-44 и ЗиС-2СН.
На базе Д-44 в конструкторском бюро завода №9 была разработана чисто противотанковая 85-мм пушка Д-48. Испытания начались в начале 1949 года и длились, перемежаясь доработками и изменениями, до 1953 года, когда пушку, наконец, приняли на вооружение. С 1954 по 1957 годы изготовили 819 орудий (в том числе и в варианте Д-48Н с ночным прицелом).

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 25 сентября 2016 года).
Противотанковая 85-мм пушка Д-48.
(Сразу за ней послевоенная модификация 57-мм противотанковой ЗиС-2 - ЗиС-2НЯ, с ночным прицелом и прожектором «Ярус». Заодно, у той ЗиС-2 имеется послевоенное «мобильное» третье колесо на левой станине).
В 1954 году началась работа над самодвижущимся вариантом и для этой пушки, получившем обозначение СД-48. Для пушки весом в две с половиной тонны решили сделать специальный двигатель, в 40 лошадиных сил. В 1956 году собрали опытный образец СД-48, и на том дело заглохло. В 1957 предприняли вторую попытку «моторизации» орудия, уже более глубокую. Двигатель планировали ставить в 63 лошадиных силы, лафет предполагался четырёхколёсный, с шаровым погоном танкового типа (для возможности ведения кругового обстрела). По сути, получилось не самодвижущееся орудие, а колёсная САУ. Дальше макетного образца дело не пошло.

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 25 сентября 2016 года).
Противотанковая 85-мм пушка Д-48Н.
На заднем фоне - СД-44. Можно порассматривать рулевую колонку и мощные ведущие колёса.
Вообще, узкоспециализированная противотанковая Д-48, в отличие от «дивизионной» Д-44, получилась гораздо менее удачной, и уже через несколько лет была заменена на 100-мм гладкоствольную пушку Т-12, которая отличалась от Д-48 только трубой ствола. Потому и особого рвения на «моторизацию» Д-48, во время моды на «самодвижущиеся» артиллерийские системы, не было выказано.
(МТ-12 «Рапира», стоящая на вооружении с 1970 года и до сих пор, это та же Т-12, только модернизированная под быстроходный тягач МТ-ЛБ, на лафете с торсионной подвеской, блокируемой при стрельбе).
А вот «дивизионная» Д-44… Не удивлюсь, если окажется, что она официально на вооружении до сих пор.

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 11 апреля 2009 года).
Послевоенная 85-мм дивизионная пушка Д-44. Колоссальная разница в длине ствола с «военной» Грабинской 76,2-мм «дивизионкой» ЗиС-3 налицо.
Это сейчас танково-противотанковая гонка «меча и брони» вертится в основном вокруг «святых Джавелинов» и прочих ПТУР (эволюционировавших в умное, чуть не самонаводящееся чёрте-что с тандемной БЧ). А когда-то, в благословенные «до-восьмидесятые», классическая ствольная артиллерия, пусть и способная запускать противотанковые ракеты через свои, уже модные, гладкие, стволы, вполне котировалась. Её разрабатывали, её боялись.

Музей техники Вадима Задорожного, Москва, (снимок сделан 13 июля 2019 года).
Противотанковая гладкоствольная 100-мм пушка Т-12, принятая на вооружение в 1955 году. От противотанковой пушки Д-48 отличается, по большому счёту, только стволом. (За этой Т-12, справа, виднеется «военная» 100-мм противотанковая пушка БС-3
В один
Как ни странно, задача была трудная. В прежние, довоенно-военные времена, главной трудностью было «впихнуть» хорошую пушку, с хорошими баллистическими характеристиками, в ограниченный объем башни танка, не растеряв, по дороге, эти самые хорошие характеристики. Теперь предстояло пушку с мощной отдачей (рассчитанной под 36 тонн танка, так, что на полигоне её, танковую пушку, испытывали с довоенного гусеничного лафета от 203-мм гаубицы Б-4) запихать на лёгкий и мобильный полевой лафет.
Понятное дело, противотанковая пушка на довоенном гусеничном лафете общим весом в семнадцать тонн – это немного не то, о чём думали, выдавая задание о пушке «с баллистикой танковой Д-81». Потому, механику пушки пришлось изрядно пересмотреть.
Откат пушки был увеличен почти втрое, с 340 мм (ограничивался габаритами танковой башни) до 970 мм, да ещё был добавлен дульный тормоз. Всё это допустило «засунуть» качающуюся часть нового орудия на имеющийся лафет от удачнейшей гаубицы Д-30 - раскладывающийся трёхопорный, с вывешивающимися колёсами, допускающий круговую стрельбу.
В итоге получились две пушки – чисто буксируемая Д-13 («Спрут-А») и самодвижущаяся СД-13 («Спрут-Б»). (Раз это самая «современная» специализированная противотанковая пушка, можно её рассмотреть чуть подробнее).

Музей техники Вадима Задорожного, Москва, (снимок сделан 13 июля 2019 года).
125-мм гладкоствольная противотанковая самодвижущаяся пушка «Спрут-Б» в походном положении.

Музей техники Вадима Задорожного, Москва, (снимок сделан 13 июля 2019 года).
С этого ракурса хорошо видно расположение органов управления и вообще место «водителя пушки». Кольцо под дульным тормозом, как и у гаубицы Д-30, служит для сцепления с тягачом при буксировке. Хорошо видна конструкция сошников на сложенных боковых станинах, которые, в боевом положении, вбиваются в грунт.

Музей техники Вадима Задорожного, Москва, (снимок сделан 13 июля 2019 года).
«Спрут-Б», вид сзади. Под орудием – домкрат, позволяющий вывешивать колёса и разводить станины. Особенно умиляют задние фары – стандартные, автомобильные, в том числе от «Буханки» и «Шишиги» (УАЗ-452 и ГАЗ-66). На казённике данного экземпляра выбито, в числе прочего, «1992 г».
По большому счёту, специализированных противотанковых пушек, кроме упомянутой, сейчас ни у кого, практически, не осталось. А современные боеприпасы для «Спрута-Б» (они, кстати, раздельного заряжания, что исторически нехарактерно для противотанковых пушек, но характерно для современных танковых) унифицированы с боеприпасами для пушки танка Т-80.
Вот такой специфический артиллерийский гибридный реликт.
Продолжение.