Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Category:

Blade Runner 2049

Х/ф "Blade Runner 2049" (2017 г.).



Сходили вчера с женой на нового «Бегущего по лезвию».
Святая, святая женщина... Как стоически она вынесла 150 минут антиутопической помеси киберпанка с постапокалипсисом!
Ну а я... О, для меня "Бегущий по лезвию" - это фильм знаковый. Он познакомил меня с киберпанком, Харрисоном Фордом и творчеством старого наркомана Филлипа К. Дика. Пройти мимо него я не мог.


Что такое изначальный "Blade Runner" 1982 года рассказывать, я думаю, не нужно. Живая классика, фильм, на который (с точки зрения визуализации) равняются чуть не все последующие фильмы и компьютерные игры со схожей тематикой. Основоположник киберпанка и всё такое. (Хотя, скорее - предтеча. Никаких паспортных примет киберпанка – всяких супер-пупер гаджетов, киберпротезов и имплантантов там особо и нет, всемирной сети - тем более. Это уже «Джонни-мнемоник», 1995).

Причём сюжетно в «Бегущем по лезвию» ничего такого особенного не было, но чисто визуально (не спецэффекты, а обстановка, мир) - до сих пор смотрится отлично. (Блин, я тоже хочу такой зонтик, со светящимся неоном аргоном в ручке!). Весь этот дождливый неонуар, урбанистический человеческий муравейник, смешение народов, языков и культур, неоновые и голографические рекламы на всех языках, летающие машины, "хай тек - лоу лайф" и прочая пессимистичная антиутопия и киберпанк. (Даже яркий и почти благополучный земной мир полуюмористического полубоевичка «Пятый элемент» из Блэйдраннера вырос (1997 год, двадцать лет назад, а как вчера было! Офигеть!).

Из голладца Рутгера Хауэра получился совершенно инфернальный, полубезумный ницшеанский уберменш андроид-репликант. (Вот ничуть не хуже рационального Т-800 в исполнении одного широко известного австрийца. «Терминатор», кстати, вышел всего через два года, в 1984). И Ридли Скотт такой молодой, и юный Харрисон Форд впереди.

И вот теперь решили снять сиквел. Ну а что? Для Чужих сняли продолжение, Звездные войны реанимировали, Безумного Макса запустили по дороге ярости (там, правда, не сиквел и актёры другие), даже бедного Терминатора, из которого ржавая труха сыплется, никак не закопают. А не замахнуться ли нам на Блэйдраннера, подумали продюссеры? И замахнёмся! И замахнулись.

Своего собственного Чужого своим «Прометеем» и «Заветом» Ридли Скотт запорол безбожно, в хлам. (А ведь когда-то «Чужие» Кэмерона были шедевральны, и даже «Чужой 3» Финчера хорош).
Самому Кэмерону хватило ума не лезть на терминаторские галеры, весь этот убогий кошмар «спасителей» и «генезисов» снимали без него.
Диснеевские СтарВарсы… Кидайте в меня помидорами, но и Эпизод 7, и «Изгой-Один» мне понравились. Ну, не Лукасом единым же!
Что до МэдМакса с его ФьюриРоуд… Это просто сказка. Постапокалиптический дизельпанк под гитару и барабаны, что может быть лучше?
Ну а с «Бегущим по лезвию 2049» что получилось?

Самое главное – режиссёром был, слава богу, не скатившийся в маразм Ридли Скотт. Снимал некто Вильнёв, до того замеченный в скучном фантастическом фильме «Прибытие» (как всегда – «книга интереснее», хотя рассказ, по которому кино снято – тоже не шедевр на все времена), неплохом криминально-боевиковом фильме «Сикарио» и, главное, в драматично-триллерных «Пленницах» (так-то «Пленниках» - в английском языке родовых окончаний нет).
В итоге получилось совсем неплохо. Получился совсем не боевик, как я опасался. И не сопливая мелодрама с элементами индийского кино. Получилась эдакая созерцательная драма. Длинная, тягучая (два с половиной часа!) – но в минусы я бы это не занёс, хотя кое-кто и счёл фильм затянутым. Некоторые сочли, что стилистика фильма повернулась от изначального киберпанка к постапокалипсису. (Который, собственно, и присутствовал в повести Филиппа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?» по которой снимали первого Блэйдраннера. Вот, кстати, случай, когда лучше, как раз, кино, а не книга. Впрочем, общего у «Бегущего..» и у нудных «электроовец» весьма мало). Вот не согласен, поворота не было, просто показали не только «Лос-Анджелес будущего», но и его захламлённые окрестности, да ещё и пустыню Мохаве с Нью-Вегасом Лас-Вегасом. Как я уже говорил, современных типовых фишек киберпанка и в первом фильме почти не было, а заброшенные районы, кварталы, жилые массивы, мусор и неблагополучие – было. «Эмигрируй или деградируй!» (ну, это уже из «Электроовец…», там вообще чистый трындец земной цивилизации – нормальная жизнь только во внеземных колониях, а родная планета умирает после ядерной войны).
Ну а откуда взялось повышение степени трындеца в мире «Бегущего…» продемонстрировано в трёх короткометражках, «объясняющих» как они за тридцать лет (с 2019 года (!) в первом фильме, до 2049 во вновь вышедшем) дошли до жизни такой. И откуда ракеты полетели и где рванули. Собственно, и без короткометражек всё ясно, но посмотреть стоит. Тем более, что заняты в них те же актёры, что и в фильме.

Кстати о Мохаве. Пустыня, жёлто-серая гамма, брошенный и полуразрушенный Лас-Вегас со своими казино, голограммы Элвиса, собачка главного героя… Ну, блин, «Fallout: New Vegas»! (Забавно, но в этой игре присутствует тот самый 5,56 мм пистолет из Блейдраннера). У меня возникло стойкое ощущение, что Харрисон Форд это и есть Курьер, выжил мистера Хауса из его казино Лаки-38 и живёт в его пентхаусе.

Впрочем, отвлёкся. О Харрисоне Форде. Жив, жив курилка. Фирменная ухмылка хоть и с трудом, но просматривается среди морщин. Но в этом кино он, нет не для мебели, но – сильно второго плана. Да, всё вертится, в той или иной степени, вокруг его истории с репликанткой Рейчел. Даже его то-ли напарника, то-ли помощника, Гаффа достали в доме престарелых (ну, помните, такой франтоватый тип с усиками-бородкой, в шляпе и с тросточкой, что изъяснялся на ситиспике?), благо актёр ещё жив. Но первая скрипка – Райан Гослинг и его офицер Кей (точнее – «К» и ещё куча букв и цифр серийного номера).

И справляется Гослинг со своей ролью весьма и весьма. А ведь драматических поворотов на все 180 градусов, в его судьбе простого полицейского-репликанта нового поколения, во всём послушного людям и занимающегося отловом сбежавших себе подобных старых моделей, как минимум два. Плюс – взаимоотношения с Джой. Плюс – взаимоотношения с начальницей, бывшей сантабарбарной Келли Кепвелл, а ныне – Мадам лейтенант (собственно, опознала её жена, я бы скорее узнал по Форресту Гампу – но нет, не узнал). Учитывая кто из них кто и кто он сам – взаимоотношения непростые. В общем, хороший Гослинг актёр, к «Грустной валентинке», «Мартовским идам» и «Славным парням» добавляем «Бегущего по лезвию 2049».

А вот Джареду Лето развернуться не дали. Отпустить бороду и зализать волосы гелем – ещё не значит стать главным негодяем, гениальным но немного свихнувшимся на мессианстве главой мегакорпорации, что штампует репликантов для космических колоний и внутреннего рынка. Правда, неполиткорректную, но верную, мысль ему сказать всё-таки дали – в основе любой продвинутой цивилизации лежит дешёвый (рабский) труд.
Что нам в фильме и показали-рассказали – репликанты работают на людей, и в шахтах, и на фронтах, и в борделях, и, в отличие от прежних моделей, которых делала корпорация Тайрелл (из первого фильма) они послушны, не бунтуют, и ситуация «шестёрка репликантов убила двадцать три человека, захватила космический шаттл и сбежала на Землю» с ними невозможна. Посему и жизнь у них не ограничена четырьмя годами, как у прежних моделей. Один только недостаток, при всей идентичности человеку – не могут они самовоспроизводится. Изготавливать их долго и хлопотно, а рабсилы нужно всё больше…
Вон, скажем, в «параллельной» цивилизации бомжей, изгоев и деклассированых элементов, живущих на гигантской свалке за стенами Лос-Анджелеса - процветает детский труд, за неимением других бесправных рабов.

Ладно, ладно, хватит философии, её в фильме и так хватает. Просто, сказать про остальных актёров и актрис я мало что могу – имён не знаю, в лицо не узнаю. Но и милая домашняя Джой и беспощадная стерва Лав и «модель для удовольствия» Мариэтта – все на своих местах. И отдельно - «модель военный врач» своими габаритами и в своих очочках похожий на помесь Валуева и Акунина, эдакое добро с кулаками (и не скажешь что это комиксный Дракс-разрушитель из «Стражей галактики»).

Музыка, конечно, не Вангелис из первого фильма, но – старались, старались остаться в такой струе. Правда, местами, напоминает игру «Deus Ex: Human Revolution» (вот уж где чистый и незамутнённый киберпанк!). Обычно я в киномузыке привередлив, но тут – спейс и спейс, ничего плохого. На басах в кинотеатре аж обшивка стен тряслась.

В общем, повотрюсь, фильм скорее созерцательный.
Да, логика и здравый смысл кое-где спотыкаются, но кто без греха? Да, два с половиной часа могут показаться весьма долгими (мне поначалу казалось что уж очень медленно всё разворачивается, но как подошло к финалу – нет, в самый раз. Неспешность тут не вредит, не триллер, чай, не боевик). Да, Харрисон Форд – старый хрыч, но Райан Гослинг – мне почти ровесник.
Главное в кино - чтобы смотреть было приятно, главное – чтобы понравилось. Мне – понравилось.

8 из 10
Tags: кино
Subscribe

  • Фразы: Из личного опыта

    Пенсионерке хотелось общения, но в поликлинику идти было лень. Тогда она позвонила в техподдержку своего интернет-провайдера.

  • Есть «жигули» в русских селениях

    Есть «жигули» в русских селениях… Надо полагать, это ВАЗ-21011. Немного погрызенный и со спущенными колёсами, но без особых признаков ара-тюнинга и…

  • Фразы

    Ох уж этот знаменитый немецкий авось! С ним две мировые войны начинали!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment