Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

P-38 Lightning. Самолёт-молния

(Версия для канала Яндекс-Дзен)

13 октября 1944 года на аэродроме возле города Милан, входившего в территорию, подконтрольную Итальянской Социальной Республике, случилось необычное происшествие – там приземлился совершенно исправный американский самолёт-разведчик F-5E (известен его заводской номер – 44-233725).
Пилотировал его Мартин Монти, бывший пилот гражданских авиалиний (работал в Индии), американец итальянского происхождения. Что сподвигло италоамериканца перелететь к врагу, да ещё и в такой, неподходящий для измены, момент – не ясно. Ведь «жить» что Третьему Рейху, что ИСР оставалось полгода, и в их поражении сомнений не было никаких. Но кто их знает, горячих итальянских парней?
Вот только немцы в добровольный перелёт перебежчика не поверили и отправили его в лагерь для военнопленных. В мае 1945 года Монти освободили из немецкого лагеря американские войска и… он получил ещё 15 лет, теперь уже от американцев.


Доставшийся немцам от итальянцев самолёт американского перебежчика.

Впрочем, гораздо более известным пилотом фоторазведчика F-5 является французский пилот, а по совместительству писатель и журналист, а также дворянин в достоинстве графа, Антуан де Сент-Экзюпери. Он, с началом войны, попадает в одну из разведывательных эскадрилий Армэ де л’Эр (французские ВВС). Пожив после капитуляции Франции в США и написав там «Маленького Принца» Экзюпери вступил в ряды «Свободной Франции». И там, имея опыт полётов на французских двухмоторных разведчиках, переучивается на двухмоторный американский разведчик и служит в разведывательной группе GRII/33.
Полёт в район Арраса на фоторазведчике F-5B 31 июля 1944 года должен был бы стать «крайним» (Экзюпери, немолодого, неоднократно травмированного, переводили в другое подразделение), но стал «последним».
Долгое время обстоятельства его гибели были абсолютно неясны, не вернулся из боевого вылета – и всё. Поднимались самые различные версии, вплоть до самоубийства путём разбиения об Альпы (в свете относительно недавних событий, эта теория играет особыми красками). В 1998 году у средиземноморского островка Риу двое марсельских рыбаков нашли браслет, принадлежавший, судя по надписям, Экзюпери, а в 2000 году владельцем марсельской школы подводного плавания там же были обнаружены обломки самолёта, рассеянные на значительном расстоянии. В 2003 по поднятым фрагментам удалось установить бортовой номер – 2734-LO, соответствовавший самолёту Экзюпери (заводской номер 42-68223). Боевых повреждений на обломках не обнаружили, посему заявление бывшего лётчика-истребителя Люфтваффе Хорста Рипперта, сделанное им в возрасте 88 лет, что якобы именно он сбил Экзюпери (о чём он жалеет), вызывает большие сомнения. Ну, маразм, бывает. Тем более что тогда, 31 июля 1944 года, он не сделал никакого заявления о своей воздушной победе и никаких сведений о самолёте, сбитом в это время в этом районе в сохранившихся архивах его эскадры нет. Официальная французская точка зрения – отказ системы подачи кислорода. Лётчик потерял сознание, и неуправляемый самолёт, спикировав с большой высоты, практически отвесно, на скорости более 800 км/час, врезался в водную поверхность.


Антуан де Сент-Экзюпери в кабине «Лайтнинга».

Вот тут, осветив драматические эпизоды из службы фоторазведчиков, на которых, обычно, (особенно через три четверти века), никто не обращает внимания, впору вспомнить, что из себя представлял самолёт F-5.
(Тут ещё путаница в кодификации может сбить с толку. Это после войны в США «F» стало истребительным «fighter». Во время войны истребители обозначались «P» - «pursuer», а «F» - вполне себе «фоторазведчик»).


Фоторазведчик F-5E.

Так вот, самолёт-разведчик F-5 – это разведывательный вариант истребителя Lockheed P-38 Lightning, самолёта весьма необычного, во многих отношениях передового, и во многих «статистических» аспектах имеющего гордое звание «первого» и «единственного».

Двухмоторный, двухбалочный тяжёлый высотный истребитель. Построенные по такой схеме самолёты немногочисленны. У нас наиболее известен немецкий ближний разведчик FW 189, за характерную форму прозванный «рамой».
Кстати, имя «Лайтнинг» («Молния») для P-38 придумали англичане (как и многие другие имена для американской военной техники). Впрочем, на выборе именно слова «Лайтнинг» (а не «Либерейтор», «Лидс», «Ливерпуль», «Лексингтон», «Линкольн» или «Либрэ», которые рассматривались как варианты) настоял американец – глава фирмы «Локхид» Роберт Гросс.

P-38 – единственный истребитель США, серийно выпускавшийся от начала и до конца войны, точнее от начала и до конца участия США во Второй Мировой войне.
Трёхопорная схема шасси (с носовой стойкой) для серийного истребителя впервые была реализована именно на «Лайтнинге». (Более известный у нас из-за ленд-лиза и Покрышкина истребитель с носовой стойкой шасси - Bell P-39 Airacobra – появился чуть позже). А ещё впервые – двигатели с турбокомпрессором.
Вообще, «Лайтнинг», что изначально, что в процессе производства, напичкали массой технических новинок – всякие там закрылки Фаулера, бустеры в канале управления элеронами и т.д.
Плюс ко всему, «Лайтнинг» (ну и поздний North American P-51 Mustang) опровергает американскую же максиму – «аэродинамикой занимаются те, кто не умеет делать мощные двигатели». У P-38 и двигатели были мощные, и аэродинамика на высоте.

И, между прочим, именно на P-38 летали два самых результативных американских лётчика-истребителя – Томас МакГуайер (38 побед) и Ричард Айра Бонг (40 побед).
Совпадение – и МакГуайер и Бонг родились в 1920 году, начали воевать в 1942 и погибли в 1945.
Кстати, наши ас №1 Кожедуб (64 победы) и ас №2 нет, не Покрышкин, а Речкалов (61 сбитый лично, 4 в группе), тоже двадцатого года рождения. Но, несмотря на то, что противник у них был посерьёзнее, немцы, а не японцы, (японские самолёты горели как спички, а средний уровень подготовки пилотов был похуже среднего американского и, уж тем более, среднего немецкого), оба войну пережили.


Третий пилот по результативности именно на «Лайтнинге» - полковник Чарльз МакДональд (справа). 27 побед на Тихом океане.

Томас МакГуайр, несмотря на свой боевой счёт, оказался несколько в тени своего коллеги – Бонга. А ведь летал и сбивал он не менее успешно.
В какой-то момент его ведомым был «гражданский специалист» Чарльз Линдберг. Тот самый Линдберг, который в 1927 году совершил первый одиночный перелёт через Атлантический океан. За германофильство, пронацистские взгляды и антисемитизм Линдберга из армии выперли в 1941 году (если красиво – «он подал в отставку»). И даже после Пёрл-Харбора и вступления США в войну, запросившегося назад Линдберга в армию не взяли.
Но, тем не менее, как «гражданского специалиста» Командование «5-х ВВС США» (по нашему это будет 5-я воздушная армия) на Тихом океане смогло его привлечь к делу. Линдберга пригласили как специалиста по длительным полётам, и он с удовольствием согласился. После его занятий, лётчики 475-й истребительной группы, ранее считавшие пределом для «Лайтнинга» 6-7 часов полёта, смогли держаться в воздухе по 9 часов, да ещё оставалось топливо на 5-10 минут воздушного боя на полном газу. В боевой работе «гражданского» Линдберга использовать не собирались, но он уговорил «отпускать его полетать» в районе островов Новой Гвинеи, благо японских самолётов весной 1944 года там было уже мало. Но Линдберг не утерпел, и во время одного из полётов сильно отклонился от маршрута, выискал японский двухмоторный транспортник и сбил его. Победу официально не засчитали, но начальство напряглось, и, после того как во время второго «отклонения от маршрута» P-38 Линдберга чуть не сбил японский истребитель, летать на «боевые экскурсии» ему уже не позволяли.
МакГуайера же сгубило именно его положение, как аса №2. После того, как в декабре 1944 года Бонга убрали с боевой работы, Томас МакГуайер приложил все усилия, чтобы превзойти его «рекорд» и поплатился. 7 января 1945 года во время воздушного боя он был сбит японским истребителем и погиб.


Томас МакГуайер (слева) и Карл Линдберг (высоченная дылда справа).

В отличие от МакГуайера, который начинал на «Аэрокобре», Ричард Айра Бонг летал только на «Лайтнинге» и другие типы самолётов знал плохо. Понятно, что его, после определённого порога сбитых, стали «беречь», не допускать к боевой работе, переводить в инструкторы и использовать в пропагандистских целях. Обычная практика. Но не совсем понятно, почему его в конце 1944 года сделали лётчиком-испытателем на всё той же фирме Локхид. Как-никак, но от боевого лётчика-истребителя и от лётчика-испытателя требуются немного разные качества (и лётчики-испытатели, направлявшиеся в боевые части, тоже редко когда достигали выдающихся успехов). Пусть в боевых действиях Бонг с декабря 1944 не участвовал, но профессия лётчика-испытателя не менее опасна.
6 августа 1945 года, в день атомной бомбардировки Хиросимы, Ричард Айра Бонг погиб во время испытательного полёта реактивного истребителя Lockheed P-80.
(После смены обозначений в 1947 году, первый серийный американский реактивный истребитель P-80 станет называться Lockheed F-80 Shooting Star, и воевать ему придётся уже в Корее).


Майор Ричард Айра Бонг ухмыляется в камеру.

В Европе в начале войны карьера «Лайтнинга», как истребителя не задалась, англичанам он не пришёлся по душе, а в конце войны воевать как истребителю P-38 почти не пришлось – «Люфтваффе» кончились, а дальние бомбардировщики сопровождали в основном «Мустанги» и «Тандерболты». «Лайтнинги» перешли скорее к роли истребителей-бомбардировщиков, благо конструкция позволяла навесить на них кучу бомб и ракет. Ну а на Тихооокеанском театре военных действий «Лайтнинг» «истребительствовал» всю войну, хотя и для штурмовки наземных объектов привлекался. Общеизвестно японское, довольно поэтичное, прозвание «Лайтнинга», приблизительно переводимое как «два самолёта – один пилот».


Пропагандистский снимок - лучший американский ас Первой Мировой Эдуард Рикенбекер (26 побед) и лучший американский ас Второй Мировой Ричард Бонг (на момент встречи - тоже 26 побед).
Рикенбекер был старше Бонга на 30 лет и пережил его почти на тридцать лет.


Участие «Лайтнингов» в войне на Тихом океане примечательно ещё и такой операцией – убийством устранением Главнокомандующего Объединенным флотом Японской Империи адмирала Исороку Ямамото. Японцы считают это подлым ударом, американцы – успешной боевой операцией. На мой взгляд, определённый душок англо-саксонского кровавого «возмездия» и ковбойской мстительности тут присутствует, но на войне – как на войне, все средства хороши.

Американцы невзлюбили и персонально обиделись на Ямомото за спланированную и проведённую им 7 декабря 1941 года атаку на Пёрл-Харбор. (Хотя, по большому счёту, своих целей это нападение не достигло – ни одного американского авианосца в гавани просто не было, а линкорную часть флота выбить не удалось. Эффект был скорее психологическим, «день позора», как высказался Рузвельт). И, как только представилась возможность – американцы отомстили персонально.

Вечером 17 апреля 1943 г. Командование «13-х ВВС США» получило сверхсекретное сообщение – по результатам перехвата Морская разведка установила, что следующим утром адмирал Ямомото предпримет перелёт из Рабаула (остров Новая Британия, Архипелаг Бисмарка) на остров Бугенвиль (Соломоновы острова). Как немцев не спасла их «Энигма», которую «взломали» англичане, так и японские шифры для американцев не были секретом.
Ямамото совершал инспекционную поездку по японским передовым военно-морским базам и оказался в пределах досягаемости P-38, базировавшихся на аэродроме Хендерсон-филд, на острове Гуадалканал (Соломоновы острова). На организацию операции у американцев оставалось менее 12 часов. Действовать «Лайтнингам» приходилось на пределе боевого радиуса – 700 км, да ещё и лететь, с целью маскировки, решили на предельно малой высоте – 10 метров. В прикрытии самолёта адмирала ожидали чуть ли не сотню японских «Зеро».
(«Зеро» – знаменитый «Рэй-сэн», Mitsubishi A6M, японский палубный истребитель. Дававший прокашляться английским и американским самолётам в начале войны, к 1943 он уже устарел, лишний раз подтвердив, что для истребителя концепция «манёвренности» проигрывает концепции «скорости». Отсутствие защиты пилота и бензобаков тоже не делали самолёт лучше). Впрочем, у страха глаза велики.

Для удара американцы послали все имевшиеся машины – 18 P-38G из 12, 70 и 339-й эскадрилий. Самолёты разделили на две неравные группы – 4 машины в «ударной» группе под командованием капитана Томаса Ланфира (6 побед к тому времени), и ещё 14 – в группе прикрытия, под командованием майора Джона Митчелла (имел 8 сбитых). При подходе к расчётной точке ударная группа должна была подняться на высоту 3100, а группа прикрытия – на 6000 м, атаковать японцев с востока, со стороны солнца, сбить самолёт Ямомото любой ценой, а дальше… как кому повезёт. Кроме всего прочего, пилотам выдали по пакету с английскими шиллингами – расплачиваться с местным дружественным населением, если собьют и останешься жив. Взлёт наметили на 7:25 утра, ещё 5 минут на построение в колонну пар и выравнивание скорости в 380 км/час. А дальше – два часа полёта в режиме полного радиомолчания к Бугенвилю, набор высоты и полная неизвестность.
Утром 18 апреля 1943 г. сразу же кое-что пошло не так. Один из самолётов группы капитана Ланфира при рулёжке был повреждён, и ударная группа вылетела в составе трёх самолётов. Спустя пару минут еще один P-38 ударной группы повернул назад – отказ бензосистемы, не поступало топливо из подвесных баков. Майор Митчелл неимоверными жестикуляционными способностями (ведь режим радиомолчания!) дал указание двум самолётам из группы прикрытия перейти в ударную группу, под командование Ланфира.
Митчелл вёл самолёты пользуясь только магнитным компасом и часами и, тем не менее, ровно в 9:30 вся группа была над юго-западным побережьем острова Бугенвиль. И, буквально через минуту, капитан Каннинг из группы прикрытия нарушил радиомолчание – он обнаружил японцев. Левее американского строя, на удалении около восьми километров и выше на полторы тысячи метров летели два бомбардировщика Mitsubishi G4M в сопровождении шести истребителей A6M. План атаки пошёл насмарку – атаковать приходилось не в пикировании а с кабрирования, в режиме максимальной скороподъемности. Капитан Ланфир сбросил баки и пошёл в атаку, а вот у лейтенанта Холмса из ударной группы механизм сброса не сработал, даже после нескольких энергичных манёвров баки не отделились от крыла. P-38 с подвешенными баками, даже полупустыми, значительно терял в скорости и манёвренности, потому Ланфир приказал Холмсу, вместе с его ведомым Хайном выйти из боя.

И тут уже началось невезение японцев. Истребители прикрытия, никак не ожидавшие атаки вблизи своей базы, на огромном расстоянии от противника, откровенно прозевали американцев. Ланфир успел подняться на одну с ними высоту, прежде чем японские истребители начали маневрировать. Прорываясь к бомбардировщикам капитан Ланфир в лобовой атаке сбил ведущего одной из троек «Зеро». G4M попытались уйти со снижением, один из них, повернув к острову, пошёл над самыми верхушками деревьев. Ланфир, не убирая газа, спикировал за ним. На полном газу, тяжёлая машина в пикировании смогла оторваться от «Зеро», догнать бомбардировщик и расстрелять его. У G4M, не имевшего ни протектированных бензобаков, ни систем пожаротушения, вспыхнул правый мотор и вся правая плоскость, через полминуты он зацепил верхушки деревьев и взорвался.

Второй «работоспособный» самолёт ударной группы, управляемый лейтенантом Барбером, тем временем подбил другой бомбардировщик. Пилот этого G4M сумел посадить самолёт на воду, летевший в нем вице-адмирал Матоме Угаки получил серьёзные ранения, но выжил.

Группа прикрытия Митчелла, висевшая до сих пор без дела на шести тысячах, в ожидании мифических «сотни «Зеро», отсекла японцев, севших на хвост Ланфиру, Барбер присоединялся к не участвовавшим в бою «по техническим причинам» Холмсу и Хайну. Японцы, потеряв ещё два «Зеро», почли за благо ретироваться.

И вот так, двумя группами, американцы развернулись и пошли обратно, к Гуадалканалу. Группа Митчелла и примкнувший к ним Ланфир дошла благополучно, а вот тройку Барбер-Холмс-Хайн перехватили на отходе японские истребители. В последовавшем воздушном бою лейтенант Хайн погиб.

Есть и прямо противоположная версия событий (многие её считают единственно верной) – самолёт с Ямамото «красиво» сбил лейтенант Рекс Барбер, второй бомбардировщик «достали» над морем Холмс (наконец сбросивший баки) и Хайн, а Ланфир в это время «занимался» истребителями прикрытия, и свои претензии на сбитие самолёта с Ямамото выдвинул совершенно напрасно.
Кого именно им предстоит сбивать пилотам, из соображений секретности, ни заранее ни сразу после не сказали, и вся катавасия с «приоритетом» в убийстве началась уже потом. И Ланфир, и Барбер претендовали и заявляли о своих заслугах, обоих наградили. Впрочем, наградили весь отряд. А приоритет в таком не слишком красивом мероприятии… так ли уж он важен?

В сухом остатке – два двухмоторных бомбардировщика (использовавшихся как транспортники) и три одномоторных истребителя с одной стороны, и один тяжёлый двухмоторный истребитель с другой стороны, безвестный лейтенант против Главнокомандующего флотом… На Европейском ТВД, что на Западном фронте, что на Восточном, таких разменов не было и быть не могло.


Томас Ланфир (слева) и Джон Митчелл (справа).

Как я уже говорил, в начале войны карьера в Европе у «Лайтнинга» не задалась.
То, что назаказывали (и, наверное, успели оплатить золотом) французы, после их капитуляции, реквизировала армия США. А то, что назаказывали англичане – эдакий «Лайтнинг-лайт», без 20-мм пушки, с заменой двух из четырёх крупнокалиберных 12,7 мм пулемётов на два пулемёта винтовочного калибра 7,7 мм, с другими двигателями, без турбокомпрессоров, (такими же, какие стояли на массово заказывавшихся англичанами ранее Curtiss P-40, он же Warhawk, он же Tomahawk, он же Kittyhawk), им самим не понравилось. Собственно американские же части, вооружённые P-38, были немногочисленны.

Ну, а в конце войны, когда все силы Люфтваффе были брошены на Восточный фронт и в ПВО важных центров фатерлянда, «Лайтнинги» использовались как истребители-бомбардировщики, для бомбоштурмовых ударов по земле. Бывалоча, тяжёлые двухмоторные «Лайтнинги», штурмующие наземные объекты, прикрывали не менее тяжёлые одномоторные «Тандерболты», сами являвшиеся истребителями-бомбардировщиками. Удара немецких истребителей нисколько не боялись – их просто не было. Впрочем, англо-американские транспортные колонны, вытянувшиеся по дорогам Европы, с уткнувшимися бампер к бамперу грузовиками, ползущие со скоростью больной черепахи, немецких бомбардировщиков тоже не боялись – их тоже не было. (Немецкая солдатская шутка конца войны на Западном фронте: «если в небе зелёные самолёты – это англичане, если в небе серебристые самолёты – это американцы, если в небе нет самолётов – это Люфтваффе»). Всё, что могло хоть как-то летать немцы бросили на Восток, и, не встречавшие отпора и сопротивления американцы иногда зарывались. И получали по сусалам. Причем – не от немцев.


Строй «Лайтнингов».

В СССР «Лайтнинги» по ленд-лизу не поставлялись. Запросы с советской стороны, вроде бы, были, но непонятно – зачем. Для высотного дальнего истребителя, в связи с практически отсутствием своей стратегической бомбардировочной авиации, не было бы работы, для истребителя-бомбардировщика, в связи с наличием огромного количества своих штурмовиков – тем более. Но кое-что, единичное, подбитое-разбитое, подобрали в Восточной Европе. Плюс ещё один P-38L, участвовавший в «челночных» операциях (вылет из Италии, сопровождение бомбардировщиков, разносивших, например, нефтепромыслы в Румынии, посадка у нас, в Полтаве, отдых, заправка, довооружение, и, снова, с бомбардировкой, назад) после вынужденной посадки был оставлен на нашей территории. Облетали и испытали в НИИ ВВС его уже после войны. Кстати, наши зенитчики, в двухбалочной конструкции «челночных» P-38 регулярно распознавали уже поминавшуюся мной «раму», и с превеликим удовольствием лупили по ним из всех стволов.

Повоевать на «Лайтнингах» советским пилотам не довелось, но повоевать с «Лайтнингами» - пришлось. Именно с P-38 связан, наверное, самый известный и самый скандальный случай боестолкновения между СССР и США во время Второй Мировой – бой у югославского города Ниш.
В полдень, 7 ноября 1944 года, колонны советских войск, двигавшиеся по дороге Ниш-Алексинац-Делиград-Роянь были атакованы снизившейся до высоты 50 метров группой «Лайтнингов» 82-й группы под командованием полковника Эдвинсона. В результате штурмовки погибли 34 советских военнослужащих, включая командира 6-го гвардейского стрелкового корпуса Героя Советского Союза гвардии генерал-лейтенанта Котова. Ещё 39 человек были ранены. Около 20 автомашин с грузами были уничтожены и сожжены.
На перехват атакующих с близлежащего аэродрома была поднята восьмёрка Як-9 из 866-го истребительного авиационного полка во главе с Героем Советского Союза капитаном А.И.Колдуновым. (К концу войны – 46 побед плюс 1 в группе, с 1978 года – Главнокомандующий войсками ПВО – заместитель министра обороны СССР, в 1984 году – Главный Маршал Авиации. В 1987 году, после полёта, а главное – приземления Матиаса Руста, снят со всех постов).
Правды – кто кому показывал опознавательные знаки, качал крыльями и стучал кулаком по лбу пытаясь донести мысль «дурья твоя башка», кто дуроломно атаковал, кто только увертывался от атак – уже не установить. К тому же, один из «яков» был сбит «Лайтнингами» при взлёте, прямо над аэродромом 866-го полка, на глазах у всех. Потому, желание поквитаться, несмотря на приказы, было сильным. Капитан Колдунов уже в воздухе получил от командира 288-й истребительной авиадивизии приказ прекратить атаки, показать американцам опознавательные знаки и «убедить» их уйти. Полковник Эдвинсон (4000 часов налёта и всего 27 боевых вылетов) тоже понял, что ведёт бой с Як-9 и отдал приказ прекратить стрельбу, но тут уже вошли в раж наши, и американцам пришлось защищать свои жизни.


Истребитель P-38H-5.

Как бы то ни было, достоверны только результаты – были сбиты и погибли два американских лётчика, лейтенант Коулсон и лейтенант Бревер и два советских лётчика, лейтенанты Кривоногих и Шипулин. Лейтенант Жестовский выпрыгнул с парашютом – его Як-9 подбили свои же зенитчики.
Причём, и это к вопросу о личных счетах лётчиков – наши заявили о трёх сбитых «Лайтнингах» (двоих пилотов, вышеупомянутых, нашли и похоронили, третий самолёт с пилотом «упал и сгорел в горах») и двух повреждённых, «с дымящимися моторами ушедших на малой высоте на юго-запад». Американцы заявили о четырёх-пяти сбитых.

По итогам было большое разбирательство, полковника Эдвинсона отозвали в США для расследования, посол Гарриман принёс от имени Рузвельта официальные извинения. Отчёты и донесения, ноты и заявления ходили туда-сюда, но большого хода делу не дали. В тот момент случай раздувать было невыгодно никому. Тем более, что американцы просто заблудились, они должны были проштурмовать дорогу Скопье-Приштина, но перепутали Скопье и Ниш.
(Добавлю, кстати, что полвека спустя, американцы вволю отбомбились по всем объектам Югославии, которые только их заинтересовали).

А вот наши пилоты, вдруг, заявили, что «Лайтнинг», тяжёлый двухмоторный высотный истребитель, манёвреннее Як-9, лёгкого одномоторного низковысотного истребителя, имеет меньший радиус виража и с лёгкостью заходил «якам» в хвост. Но!
Даже, если учесть, что «Лайтнинги» прилетели из Италии и, израсходовав половину топлива, были «налегке», а «яки», взлетевшие по тревоге, были полностью заправлены. Если учесть пресловутые закрылки Фаулера, что давали «Лайтнингам» условную «сверхманевренность» на виражах (но эта «сверх» была только для тяжёлой двухмоторной машины, одномоторным лёгким машинам «Лайтнинг» всё равно проигрывал).
И, особенно, если вспомнить, что бой был не на большой высоте, так что и этого преимущества (скорость!) у «Лайтнинга» не было, двигатели «яков» не «захлёбывались» в разряженном воздухе. (Что до вооружения, тут у «Лайтнинга» постоянное преимущество на пару 12,7 мм пулемётов).
Всё равно – сомнительны эти заявления, очень сомнительны. Скорее тут оправдания наших лётчиков – они просто не ждали удара от немцев (и не важно, что «немцами» оказались американцы), были не собраны и морально расслаблены. Потому и сбили только двух, и потеряли аж двух. Дело не в технике и лётной подготовке, дело в психологическом настрое.


Lockheed P-38 Lightning.

Вот такая краткая, молниеносная, история самолёта-«Молнии», необычного, своеобразного, удивительного.
Tags: p-38, авиация, военное, история, очерки
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Почти авиаспоттинг :-)

    Наш завод металлоконструкций (а также площадь перед ним) неплохое такое место для наблюдения за самолётами - на посадку на нашу авиабазу они…

  • Парк Патриот в городе Энгельс. Обновки 2021 года

    Давненько я не захаживал в энгельсский Парк Патриот, аж с самого юбилейного Дня космонавтики, что случился в этом году. Да и тогда попал случайно…

  • Истребители Як на своей родине

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) «Я - "Як"-истребитель, Мотор мой звенит, Небо - моя обитель» В.С.Высоцкий «Лётчикам больше наравятся "Яки"»…

  • Музейный экспонат. Необычный «Сокол»

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Один музейный экспонат и немного истории военной авиации. Однажды, в нашем местном маленьком и скромненьком…

  • Почти авиаспоттинг почти с Парада Победы

    Уважаемый cheslav_kara выложил свой фоторепортаж с генеральной репитиции «пролёта» воздушной части Парада Победы. С подробным перечислением…

  • Поехали! О городах Гагарина

    Немного о городах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! О городах Гагарина В связи с…

  • Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2 Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. Если…

  • Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1 Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. Когда в…

  • Старые фотоархивы. Саратовский самолёт

    Продолжаю обзаводиться давно утерянными древними фоточками. Нет, никогда меня не умиляли собственные детские фотографии, и сейчас по прежнему не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments