Ерофей и его заметки (erofey_manager) wrote,
Ерофей и его заметки
erofey_manager

Categories:

Два мира - одна война

(Версия для канала Яндекс-Дзен)

Два мира - одна война

Две маленькие истории об одной войне.
Хоть и про авиацию, но совсем не о самолётах.

История первая.
Северная Африка, Ливия, зима 1940/1941 года.
Не самое приятное для итальянской армии время – англичане давят, 22 января 1941 года взят Тобрук, что в Ливии, итальянские войска отступают, сдаются, бегут, бросая всё, в сторону Туниса…


Hurricane Mk.I.

Роммель с Немецким Африканским корпусом тут появится только в феврале. С их прибытием побегут уже англичане, в сторону Египта. А потом – опять наоборот. И «африканские качели» так и будут раскачиваться туда-сюда до мая 1943 года. Однако, вернёмся к зиме 1940-1941 года.


CR.42 «Falco».

Итальянская 5-я воздушная эскадра несёт ощутимые потери от английской авиации. Итальянские бипланы CR.42 «Falco» уступают английским «Харрикейнам» по всем статьям. И это при том, что Hawker Hurricane Mk.I в своём классе отнюдь не был вершиной авиаконструкторской мысли. А вот итальянский «Фалько» в своём вполне был, но… Классы-то у них разные... Итальянский «Сокол» никак не мог справится с английским «Ураганом».
Да и более современные итальянские монопланы, MC.200 Saetta и G.50 Freccia, хоть и несли «красивые» названия – «Стрела», «Молния» - тоже отнюдь не блистали.
И всё же итальянским «соколам Муссолини» иногда удавалось побороть английский «ураган Черчилля».


CR.42 «Falco».

29 января 1941 года пилоты из 23-й группы летавшей на «Фалько», только-только сумевшей восстановить боеготовность (тремя неделями ранее в её составе не было ни одного исправного самолёта), сбили над своей территорией «Харрикейн» из состава британской 208-й авиаэскадрильи. Его пилот, флай-офицер Бенсон, погиб.


Hurricane Mk.I.

(Кстати. Система званий в RAF – Королевском Воздушном Флоте – вычурна и неудобопонятна, как и многое «традиционное» британское. Флай-офицер – это старший лейтенант, а вот флайт-лейтенант – уже капитан. Майор же вовсе – скуадрон-лидер. У итальянцев, в их тоже «королевских» Regia Aeronautica (да и не только в них), было попроще – «тененте» - лейтенант, «маджоре» - майор, «капитано», ожидаемо, капитан).


G.50 «Freccia», Ливия, 1941 год.

В остатках разбившегося самолёта флай-офицера Бенсона итальянцы нашли вымпел с сообщением о судьбе итальянского лётчика Чезаре Сирони. В 23-й группе он числился пропавшим без вести 24 января. Благородный англичанин собирался сбросить вымпел с сообщением о его гибели над итальянским расположением, но был сбит сам.


MC.200 «Saetta», Северная Африка, 1942 год.

На следующий день пилоты итальянской 23-й группы сбросили над британскими позициями вымпел с извинениями (!), а флай-офицер Бенсон был похоронен итальянцами со всеми воинскими почестями.

История вторая.
Восточный Фронт, Крым, весна 1944 года.
Перелом-то уже наступил, но немцы об этом не знают, отступают медленно, с боями, огрызаясь и цепляясь за каждый клочок земли. До обрушения фронта в Белоруссии ещё несколько месяцев, на севере и юге – упорные бои.

8 апреля 1944 года начинается Крымская наступательная операция. (Из «десяти сталинских ударов» - это третий). То, что не удалось сделать с Манштейном и его 11-й армией зимой сорок первого, стало вполне осуществимо весной сорок четвёртого с 17-й армией.


Ил-2.

Извечными немецкими «пожарными командами», призванными затыкать дыры в трещавших фронтах, стали не только подвижные (танковые и мотопехотные) сухопутные соединения, но и ударные авиационные части. Уже 10 апреля в Крым прибывают два специализированных авиационных противотанковых отряда – 10.(Pz)/SG3 (на «юнкерсах» и 10.(Pz)/SG9 (на «хеншелях»).


Юнкерс Ju 87G.

У первого отряда на вооружении были бывшие пикировщики Ju 87. (По нашему – «лаптёжник», по их – «штука», штурцкампффлигер). Пикирующий бомбардировщик переделывался в «самолёт поля боя» - с подвешенными под плоскостями крыла двумя бывшими зенитными а ныне противотанковыми 37-мм пушками.

(На такой «каноненфогель», «птичке с пушкой», пересев с обычного пикировщика, летал, кстати, тот самый Ганс Ульрих Рудель, единственный кавалер Рыцарского Железного креста с мечами, бриллиантами и золотыми дубовыми листьями, что прославился, словно барон Мюнхгаузен, своими подвигами и наполненными неудержимым хвастовством мемуарами).


Хеншель Hs 129B

Второй отряд летал на Hs 129B – единственных в Люфтваффе специализированных штурмовиках. Выпустили таких самолётов немного, но за годы войны какого только оружия на них не устанавливалось. Вплоть до 75-мм противотанковой пушки. Но более-менее стандартным для весны сорок четвёртого, помимо пулемётов и 20-мм пушек, была 30-мм пушка в гондоле подвешенной под фюзеляжем.

Конечно, летать на таких неманёвренных, медленных и перетяжелённых машинах было крайне тяжело. Но, вот избитая истина!, в руках опытных пилотов они были серьёзным оружием. Что с того, что у Т-34 толстые и наклонные лобовые бронелисты, которые тридцатисеми- или просто тридцатимиллиметровка «не берёт». Обстреляют-то его из самолёта сверху-сзади, с тупых углов, с пологого пикирования, по самым уязвимым местам. Скорее всего – промажут. Но уж если попадут…


Ju.87G-2, 10(Pz)./SG3, Восточный фронт, 1944 год.

По официальным немецким данным, уже за первые три дня боёв в районе Феодосии отряд на «хеншелях» подбил 82 советских танка. В реальности, конечно, меньше. У лётчиков-истребителей всех стран личные счета преувеличены в два-три а то и четыре раза, почему же лётчики-противотанкисты должны отставать?

Сколь не «набивали» свои счета немцы, советское наступление продолжалось, «хеншили» перевели в Севастополь. У наших войск, кстати, с авиационной поддержкой было вполне неплохо, немцев бомбили и штурмовали вовсю. Естественно, советская авиация била не только по пехотным позициям, транспортным колоннам и тыловым объектам, доставалось и немецким аэродромам.

15 апреля 1944 года по аэродрому, на котором как раз базировались «хеншели» отряда 10.(Pz)/SG9, ударили советские Ил-2. Один из штурмовиков был сбит немецкими зенитками и совершил вынужденную посадку рядом с аэродромом. Или, проще говоря, упал, но не разбился.


Ил-2.

«Илы» к концу войны атаковали с малых высот с пологого пикирования и уходили от цели низко, на бреющем. Так, что благополучное приземление сбитого самолёта прямо тут же, на месте, не должно удивлять. Да и вообще, Ил-2 был машиной довольно крепкой, даже не смотря на то, что с началом войны дюраль в его конструкции заменили на дерево. Двигатель и пилот были защищены стальной бронёй. Плохо было только стрелку – задумывавшийся двухместным, в серию Ил-2 пошёл одноместным. И вместе с воздушным стрелком убрали и защиту для него. Когда же, накопив опыт и непрерывно неся потери из-за неприкрытой задней полусферы неповоротливого штурмовика, стрелка вернули, бронировки у него уже не было. Но, вернёмся в крымский апрель сорок четвёртого.

Вскочив в аэродромный автомобиль, с молодецким посвистом и улюлюканьем, к свалившемуся русскому самолёту помчались лётчики немецкого отряда – обер-фельдфебель Эрхардт Диттрих и фельдфебели Антон Беккер и Генрих Михальчак.
У Диттриха к тому времени на личном счету уже было более ста боевых вылетов, числилось 37 уничтоженных танков, 13 орудий, за сотню автомобилей и даже два самолёта. Ну как тут не украсить послужной список ещё и взятым в плен русским пилотом?


Hs.129B-2, 10(Pz)./SG 9, Восточный фронт, зима 1943/1944 года.

Но когда бравые немцы подъехали к месту падения сбитого советского штурмовика, его пилот начал отстреливаться из личного оружия. Диттрих и Беккер были убиты, Михальчак ранен. Последним патроном русский лётчик застрелился.

Вот такая война. Одна и та же, но – разная.
Tags: авиация, военное, заметки, история
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Истребители Як на своей родине

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) «Я - "Як"-истребитель, Мотор мой звенит, Небо - моя обитель» В.С.Высоцкий «Лётчикам больше наравятся "Яки"»…

  • Музейный экспонат. Необычный «Сокол»

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Один музейный экспонат и немного истории военной авиации. Однажды, в нашем местном маленьком и скромненьком…

  • Почти авиаспоттинг почти с Парада Победы

    Уважаемый cheslav_kara выложил свой фоторепортаж с генеральной репитиции «пролёта» воздушной части Парада Победы. С подробным перечислением…

  • Поехали! О городах Гагарина

    Немного о городах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! О городах Гагарина В связи с…

  • Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! Самолёты Гагарина, ч.2 Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. Если…

  • Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1 Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос. Когда в…

  • Старые фотоархивы. Саратовский самолёт

    Продолжаю обзаводиться давно утерянными древними фоточками. Нет, никогда меня не умиляли собственные детские фотографии, и сейчас по прежнему не…

  • Соседство в Выборге: Вертолёты и Анненские укрепления

    ( Версия для канала Яндекс-Дзен) Соседство в Выборге: Немного про вертолёты и много про Анненские укрепления. Выборгский замок. Центральная…

  • Парк «Патриот», г.Энгельс. Итоги

    Военно-исторический парк вооружения и военной техники «Патриот», г.Энгельс. Итоги Наверное, пора подвести некоторый итог. Все установленные в Парке…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment